ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 20 мая 2004 г. N ГКПИ 04-636

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    судьи Верховного Суда Российской Федерации       Зайцева В.Ю.,
    при секретаре                                   Баенском А.А.,
    с участием прокурора                     Воскобойниковой Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "Частное охранное предприятие "Альфа", Р. о признании частично недействующим абзаца второго подпункта 92.5 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 г. N 288, в редакции от 24 декабря 2003 г. N 1017,

установил:

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 г. N 288, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 июня 1999 г. N 1814, утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Инструкция).

ООО "Частное охранное предприятие "Альфа" и Р. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании абзаца второго подпункта 92.5 Инструкции, ссылаясь на его несоответствие Федеральному закону от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" и Правилам оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814. Заявители просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представители Министерства внутренних дел Российской Федерации Быченкова И.В. и Кушнирык В.В., представитель Министерства юстиции Российской Федерации Гончаренко Е.П. требование заявителей не признали, пояснив, что оспариваемый подпункт Инструкции действующему законодательству не противоречит и прав или охраняемых законом интересов заявителей не нарушает.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Воскобойниковой Е.Л., полагавшей требования заявителей оставить без удовлетворения, суд находит, что заявление ООО "Частное охранное предприятие "Альфа" и Р. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Абзацем вторым подпункта 92.5 Инструкции предусмотрено, что сотрудники органов внутренних дел при осуществлении контроля за оборотом оружия и патронов имеют право при выявлении ситуаций, когда не обеспечивается сохранность оружия, изымать его и передавать на ответственное хранение в органы внутренних дел.

Доводы заявителей о противоречии приведенного предписания нормативного правового акта действующему законодательству суд находит несостоятельными.

Согласно статье 27 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" органы внутренних дел вправе изъять оружие и патроны к нему в случаях нарушения юридическими лицами или гражданами установленных этим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации правил передачи, приобретения, коллекционирования, экспонирования, регистрации, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и применения оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частями четвертой и пятой статьи 22 названного Закона гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.

Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 55 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 (далее - Правила), предусмотрено, что оружие и патроны в соответствии с требованиями, установленными Министерством внутренних дел Российской Федерации, подлежат хранению в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических ящиках.

Указанные Правила также закрепляют, что требования по инженерному и техническому оборудованию средствами охраны, организации пропускного режима и режима внутри объекта, на складах и в хранилищах оружия и патронов, в помещениях для показа, демонстрации либо торговли оружием и патронами, в стрелковых тирах и на стрельбищах, расположенных вне производственных территорий, а также требования по размещению оружия и патронов в местах их хранения устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации (пункт 58).

Пунктом 80 Правил установлено, что оружие и патроны, выданные юридическим и физическим лицам во временное пользование, изымаются на период устранения выявленных нарушений либо обстоятельств, препятствующих обеспечению сохранности или безопасности хранения этого оружия и патронов.

Таким образом, оспариваемая норма Инструкции о праве сотрудников органов внутренних дел при выявлении ситуаций, когда не обеспечивается сохранность оружия, изымать его и передавать на ответственное хранение в органы внутренних дел соответствует вышеприведенным нормам Федерального закона "Об оружии" и Правил, предоставляющим органам внутренних дел право изымать оружие и патроны к нему в случаях нарушения правил их хранения юридическими лицами или гражданами.

Нельзя согласиться и с доводом заявления о том, что Инструкция не была официально опубликована с соблюдением установленного порядка и поэтому не может применяться.

По смыслу пункта 9 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" официальным опубликованием нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти считается их опубликование хотя бы в одном из указанных в нем источников - "Российской газете" и Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

Оспариваемая заявителями Инструкция была опубликована в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 32 от 9 августа 1999 г. и вступила в силу в установленном порядке.

Кроме того, Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 г. N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814", которым была утверждена оспариваемая Инструкция, был опубликован 7 сентября 1999 г. в "Российской газете".

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит Федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

ООО "Частное охранное предприятие "Альфа" и Р. в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней после вынесения решения суда в окончательной форме.