ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 21 мая 2003 г. N ГКПИ 03-439
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Романенкова Н.С., при секретаре Чистякове А.В., с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Костельниковой Тамары Ивановны о признании недействующими пп. "а", "в" п. 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781,
установил:
Костельникова Т.И. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пп. "а" п. 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Как указывает заявитель, оспариваемый нормативный правовой акт противоречит действующему законодательству, вводит условие - ведение заведующими муниципальных дошкольных образовательных учреждений (МДОУ) педагогической (преподавательской) деятельности. Между тем такая деятельность непосредственно является педагогической.
Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает ее конституционные права.
В суде Костельникова Т.И. поддержала заявленные требования и просила суд признать также недействующим пп. "в" п. 8 оспариваемых Правил. По мнению заявителя, исключение работы в должности заведующего дошкольным образовательным учреждением из стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, является незаконным.
Представители заинтересованного лица Правительства РФ Васильева Т.Ю., Бодунов А.В., Цветкова И.С. возражали против удовлетворения заявления и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат действующему законодательству, изданы в пределах компетенции Правительства РФ и не нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы граждан.
Выслушав объяснения заявителя Костельниковой Т.И., представителей заинтересованного лица Правительства РФ Васильевой Т.Ю., Бодунова А.В., Цветковой И.С., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" предусматривает возможность обжалования в суд актов Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Подпунктом "а" пункта 8 Правил предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, засчитывается работа в должности директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.1, 1.2 и 1.3 (кроме детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии) и пунктах 1.4 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, за период до 1 сентября 2000 г. независимо от ведения преподавательской работы. Указанная работа за период начиная с 1 сентября 2000 г. засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год), а в учреждениях среднего профессионального образования, указанных в пункте 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, - при условии ведения преподавательской работы в объеме не менее 360 часов в год.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 8 настоящих Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитывается работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанный в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела "Наименование учреждений" списка за период до 1 ноября 1999 г.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии установлены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона установлены следующие виды трудовых пенсий:
1) трудовая пенсия по старости;
2) трудовая пенсия по инвалидности;
3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
Представитель Правительства РФ Васильева Т.Ю. пояснила суду, что Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не содержит такого вида трудовых пенсий, как пенсия за выслугу лет. В статье 28 настоящего Федерального закона предусмотрено сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан, в частности, в связи с педагогической деятельностью.
В силу пп. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 статьи 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 28 настоящего Федерального закона). Следовательно, законодателем предоставлено право Правительству Российской Федерации утверждать списки должностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей, а также правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии.
Правительство Российской Федерации, реализуя свои полномочия, 29 октября 2002 г. издало Постановление N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из объяснений представителей Правительства РФ Васильевой Т.Ю., Цветковой И.С. в суде следует, что Правила сохранили работу в должности заведующего дошкольным образовательным учреждением, в частности детским садом, за период до 1 ноября 1999 г. для зачета в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. При подготовке оспариваемого нормативного правового акта учитывалось мнение Минобразования России о характере работы, выполняемой заведующим дошкольного образовательного учреждения, и должностные обязанности руководителя (заведующего) учреждением образования согласно Тарифно-квалификационным характеристикам (требованиям) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации, не предусматривающие осуществление данными лицами педагогической деятельности.
Положения подпункта "а" пункта 8 Правил не имеют отношения к порядку исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, работающим в должности директора (заведующего) дошкольным образовательным учреждением, в т.ч. детским садом, т.к. в нем идет речь о зачете в стаж работы в должности директора (заведующего) иного образовательного учреждения (пункты 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка).
Исходя из этого, положения пп. "а" п. 8 Правил не нарушают гражданские права Костельниковой Т.И., работающей заведующей МДОУ "Детский сад N 5" г. Серпухова.
Доводы заявителя по сути сводятся к целесообразности включения в Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", работы в должности директора (заведующего) дошкольного образовательного учреждения, что не относится к компетенции суда и не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральному закону, изданы в пределах компетенции Правительства РФ и не нарушают права граждан на пенсионное обеспечение, заявление Костельниковой Т.И. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Костельниковой Тамары Ивановны о признании недействующими пп. "а", "в" п. 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, принесено кассационное представление в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.