ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 24 октября 2003 г. N ГКПИ 03-1029
Именем Российской Федерации
Верховный Суд РФ в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д., при секретаре Лариной М.А., с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Абрамяна В.А., Жижина Б.П., Жилина В.И., Неверова В.В. и других о признании не соответствующим закону Приложения N 8, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 года N 981 "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы" (в редакции Указа от 24 сентября 2002 года N 1069), в части исключения из Перечня государственных должностей федеральной государственной службы категории "В", учреждаемых для обеспечения деятельности представительства Российской Федерации, представительства федерального органа исполнительной власти и представительства государственного органа при федеральном органе исполнительной власти за рубежом должностей: торговый советник и торговый атташе (далее - Перечень),
установил:
заявители обратились в Верховный Суд РФ с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемое Приложение N 8 в части исключения (невключения) из Перечня государственных должностей федеральной государственной службы должностей: торговый советник и торговый атташе - не соответствует Федеральному закону "Об основах государственной службы Российской Федерации" и нарушает их пенсионные права.
В судебном заседании заявители и их представитель Карабашьян Л.А. заявленное требование поддержали и просили признать оспариваемое Приложение в указанной части не действующим со дня издания Указа Президента РФ о его утверждении.
Представитель Президента РФ в суд не явился. Просил рассмотреть дело в его отсутствие и привлечь к участию в деле Правительство РФ.
Представители Правительства РФ Журавлева Т.В., Сокол Т.И., Величко О.А., Ворона Ю.В. и Куринов С.А. против предъявленного требования по существу не возражали и полагали, что должности торгового советника и торгового атташе подлежат включению в Перечень государственных должностей федеральной государственной службы категории "В", указанных в оспариваемом Приложении.
Данные должности не были включены в этот Перечень, по их мнению, в связи с проводимой на период его утверждения реорганизацией торговых представительств.
Вопрос о включении названных должностей в указанный Перечень неоднократно обсуждался и согласовывался заинтересованными министерствами, но до настоящего времени остается нерешенным.
Выслушав объяснения заявителей и их представителя Карабашьян Л.А., объяснения представителей Правительства РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей заявление удовлетворить, Верховный Суд Российской Федерации находит его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает этот акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Как установлено судом, Указом Президента РФ от 3 сентября 1997 года N 981 были утверждены перечни государственных должностей федеральной государственной службы согласно приложениям N N 1 - 20. В частности, в Приложении N 8 к названному Указу Президента РФ предусмотрен Перечень государственных должностей федеральной государственной службы категории "В", учреждаемых для обеспечения деятельности представительства Российской Федерации, представительства федерального органа исполнительной власти и представительства государственного органа при федеральном органе исполнительной власти за рубежом. В данный Перечень включены главные должности: торговый представитель РФ, уполномоченный РФ, а также ведущие должности, старшие должности и младшие должности государственной службы категории "В".
Занимаемые же заявителями до увольнения должности: торговый советник и торговый атташе аппаратов торговых советников Посольств Российской Федерации за рубежом - в указанный Перечень не были включены.
По утверждению заявителей, находясь на должностях торговых советников и торговых атташе, они выполняли работу по обеспечению и исполнению полномочий Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации во внешнеторговой деятельности за рубежом. Свою деятельность осуществляли на профессиональной основе, имели в подчинении государственных служащих, для которых принимаемые ими решения носили обязательный характер, и получали денежное содержание из средств федерального бюджета, т.е. их должности полностью отвечали предусмотренным законом признакам государственных должностей, учреждаемых государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, а поэтому они подлежали включению в указанный выше Перечень.
Исключение их должностей из данного Перечня лишает заявителей права на получение соответствующей пенсии по выслуге лет.
Эти утверждения заявителей подтверждаются материалами дела и фактически не оспариваются представителями Правительства РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что содержащийся в Приложении N 8 к Указу Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 года N 981 Перечень государственных должностей федеральной государственной службы категории "В", в части исключения из него государственных должностей: торговый советник и торговый атташе - не соответствует требованиям пп. 3 пункта 1 статьи 1 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" и в связи с этим в указанной части не может являться законным.
Согласно статье 1 названного выше Федерального закона государственные должности подразделяются на:
должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов, - государственные должности категории "А";
должности, учреждаемые в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности категории "А", - государственные должности категории "Б";
должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, - государственные должности категории "В".
Под государственной службой в приведенном Федеральном законе понимается профессиональная деятельность по обеспечению полномочий государственных органов (ст. 2).
Осуществляя свою профессиональную деятельность в качестве торговых советников и торговых атташе, заявители обеспечивали полномочия соответствующего государственного органа Российской Федерации за рубежом, т.е. занимаемые ими должности в полной мере отвечали признакам государственной должности федеральной государственной службы категории "В".
Однако указанные должности не были включены в названный выше Перечень, как уже отмечалось выше, в связи с проводимой в тот период реорганизацией торговых представительств Российской Федерации.
В настоящее время, по мнению представителей Правительства РФ, Указ Президента Российской Федерации N 981 в оспариваемой части фактически не соответствует Федеральному закону "Об основах государственной службы Российской Федерации" и Приложение N 8 к нему подлежит дополнению на предмет включения в Перечень указанных выше должностей.
Считая заявленное требование подлежащим удовлетворению, суд при этом не находит оснований для признания оспариваемого Указа Президента Российской Федерации в указанной части не действующим (незаконным) со дня его издания, как просят заявители, и полагает возможным признать его таковым в этой части со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 и п. 2 ст. 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Абрамяна В.А., Жижина Б.П., Жилина В.И., Неверова В.В. и других удовлетворить.
Признать Приложение N 8, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 года N 981 (в редакции Указа от 24 сентября 2002 года N 1069) "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы", в части исключения из Перечня должностей: торговый советник и торговый атташе, не соответствующим Федеральному закону "Об основах государственной службы Российской Федерации" и не действующим со дня вступления данного решения суда в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий -
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Д.РЕДЧЕНКО