Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 10.01.2025 N АКПИ24-884 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца первого пункта 12 Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678>
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 10 января 2025 г. N АКПИ24-884
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Бугакова О.А., Кириллова В.С.,
при секретаре В.,
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С.Е.А., К., С.Е.В. о признании недействующим абзаца первого пункта 12 Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденных
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 10 января 2025 г. N АКПИ24-884
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Бугакова О.А., Кириллова В.С.,
при секретаре В.,
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С.Е.А., К., С.Е.В. о признании недействующим абзаца первого пункта 12 Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2023 г. N 1678,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2023 г. N 1678 утверждены Правила применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (далее также - Правила). Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 12 октября 2023 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 16 октября 2023 г., N 42, ст. 7514.
Согласно абзацу первому пункта 12 Правил при наличии заявления обучающегося, достигшего возраста 18 лет, родителя (законного представителя) обучающегося об отказе в применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, за исключением случаев, когда реализация таких образовательных программ предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, образовательная организация обязана осуществлять обучение по таким образовательным программам такого обучающего без применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Порядок обучения такого обучающегося определяется локальными нормативными актами образовательной организации.
С.Е.А., К., С.Е.В. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца первого пункта 12 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемое положение противоречит статье 1, пункту 7 части 1 статьи 3, частям 2, 4 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ограничивает обучающихся, законными представителями которых они являются, в выборе получения образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий или без применения таковых, чем нарушает их права.
По мнению административных истцов, оговорка, предусматривающая невозможность отказа в применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования в случаях, когда реализация таких образовательных программ предусмотрена с применением электронного обучения, ограничивает обучающихся в выборе способа получения образовательных программ, принуждая их к реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
В обоснование заявленного требования С.Е.А., К., С.Е.В. указывают, что их несовершеннолетние дети обучаются в образовательных учреждениях, в связи с чем оспариваемое положение нормативного правового акта затрагивает права административных истцов как законных представителей своих детей.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации, в письменных возражениях указало, что Правила изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, оспариваемое положение соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административных истцов.
В судебном заседании представитель административных истцов Т. поддержала заявленное требование.
Представитель Правительства Российской Федерации А. возражал против удовлетворения административного иска.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Кириллова В.С., объяснения представителя административных истцов Т., возражения представителя Правительства Российской Федерации А., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Полномочия Правительства Российской Федерации определены Федеральным конституционным законом от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", согласно статье 5 которого Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение (часть 1). Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (часть 2).
В силу пункта 4 статьи 21 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования, систему непрерывного образования.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования (часть 2 статьи 1).
Согласно части 2 статьи 16 названного федерального закона организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с приведенными законоположениями Правительство Российской Федерации утвердило Правила, которые устанавливают порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, в том числе при проведении учебных занятий, практик, промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации обучающихся в ходе реализации основных образовательных программ и (или) дополнительных образовательных программ или их частей.
Процедура издания, введения в действие и опубликования нормативного правового акта соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
Следовательно, Правила утверждены во исполнение полномочия, возложенного на Правительство Российской Федерации федеральным законодателем. Порядок принятия и опубликования нормативного правового акта соблюден и не оспаривается административными истцами.
Доводы административных истцов о том, что оспариваемое положение нормативного правового акта противоречит статье 1, пункту 7 части 1 статьи 3, частям 2, 4 статьи 5 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Часть 2 статьи 16 данного федерального закона наделяет организации, осуществляющие образовательную деятельность, правом применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ.
При этом согласно пункту 1 части 17 статьи 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части реализация образовательных программ осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных государственных образовательных стандартах, если реализация указанных образовательных программ без применения указанных технологий и перенос сроков обучения невозможны.
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что реализация образовательных программ или их частей в образовательной организации может осуществляться с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а также с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, образовательных стандартов и требований, разрабатываемых самостоятельно в соответствии с частями 10 и 11 статьи 11 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", примерных дополнительных профессиональных программ или типовых дополнительных профессиональных программ, примерных программ профессионального обучения или типовых программ профессионального обучения.
При реализации образовательных программ высшего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, основных программ профессионального обучения, дополнительных общеобразовательных программ, дополнительных профессиональных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий предполагается режим обучения, при котором обучающийся осваивает образовательную программу удаленно, взаимодействуя с педагогическим работником исключительно посредством цифровых образовательных сервисов и ресурсов электронной информационно-образовательной среды, и допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории (абзац третий пункта 4 Правил).
При реализации образовательных программ или их частей с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательная организация определяет образовательные программы, реализуемые с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в соответствии с требованиями части 3 статьи 16 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (подпункт "в" пункта 8 Правил).
Абзац первый пункта 12 Правил предусматривает, что обучающийся, достигший возраста 18 лет, его законный представитель вправе подать заявление об отказе в применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, за исключением случаев, когда реализация таких образовательных программ предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. При наличии отказа образовательная организация обязана осуществлять обучение по таким образовательным программам такого обучающего без применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Решение о реализации образовательных программ и проведении промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий принимается образовательной организацией совместно со всеми участниками образовательных отношений путем издания локального нормативного акта образовательной организации в установленном ею порядке (абзац второй пункта 12 Правил).
Образовательные организации в срок, установленный частью 3 статьи 29 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", обеспечивают открытость и доступность информации о реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий путем размещения указанной информации на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет".
Из взаимосвязанных нормативных положений следует, что Правилами не предусмотрена возможность реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. При этом в рамках предоставленных дискреционных полномочий Правительство Российской Федерации в пункте 12 оспариваемого акта осуществило соответствующее нормативное регулирование, предусмотрев исключение из общего правила.
Нормы Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", на которые ссылаются административные истцы в обоснование заявленного требования, касаются предмета регулирования названного федерального закона, принципов государственной политики и правового регулирования в сфере образования, государственных гарантий права на образование и не затрагивают вопросов электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.
Какого-либо федерального закона или нормативного правового акта большей юридической силы, устанавливающего иное правовое регулирование, не имеется.
Таким образом, оспариваемое положение нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Оснований для вывода о том, что оспариваемая норма ограничивает право обучающихся (их законных представителей) в выборе получения образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий или без применения таковых, не имеется.
С учетом того, что абзац первый пункта 12 Правил не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права, свободы и законные интересы административных истцов, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении административного иска следует отказать.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления С.Е.А., К., С.Е.В. о признании недействующим абзаца первого пункта 12 Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2023 г. N 1678, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
О.А.БУГАКОВ
В.С.КИРИЛЛОВ