ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 сентября 2024 г. N АКПИ24-506
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., Кузьмичева С.И.,
при секретаре В.,
с участием прокурора Клевцовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Л. о признании частично недействующим подпункта "а" пункта 3 приложения к Правилам выплаты публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений, утвержденным
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 сентября 2024 г. N АКПИ24-506
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., Кузьмичева С.И.,
при секретаре В.,
с участием прокурора Клевцовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Л. о признании частично недействующим подпункта "а" пункта 3 приложения к Правилам выплаты публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 г. N 1233,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 г. N 1233 утверждены Правила выплаты публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений (далее также - Правила). Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://pravo.gov.ru) 13 октября 2017 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 16 октября 2017 г., N 42, в "Российской газете" 18 октября 2017 г., N 235.
В приложении к Правилам содержится методика расчета размера возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений в многоквартирном доме и (или) жилом доме блокированной застройки, состоящем из 3 и более блоков (всех жилых помещений в одном многоквартирном доме и (или) жилом доме блокированной застройки, состоящем из 3 и более блоков), подлежащих передаче гражданам - участникам строительства (далее также - Методика).
Подпункт "а" пункта 3 приложения к Правилам предусматривает определение размера возмещения исходя из рыночной стоимости 1 кв. метра равнозначного жилого помещения на первичном рынке (В1) по всем договорам, заключенным гражданином в отношении одного объекта строительства, либо по всем паям в жилищно-строительном или ином кооперативе в отношении такого объекта строительства по формуле, приведенной в данной норме, где показатель R - это рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения, равнозначного по отношению к жилому помещению на первичном рынке. Рыночная стоимость 1 кв. метра определяется в соответствии с отчетом оценщика, привлеченного публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" (далее также - Фонд), на дату, которая не может быть более чем на 6 месяцев ранее даты принятия Фондом решения о финансировании мероприятий, указанных в пункте 5 части 2 статьи 13.1 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), а в случае осуществления Фондом расчета размера возмещения в связи с принятием Фондом решения об изменении решения о финансировании мероприятий по завершению строительства объекта незавершенного строительства на решение о финансировании мероприятий, указанных в пункте 5 части 2 статьи 13.1 Федерального закона N 218-ФЗ, рыночная стоимость 1 кв. метра определяется в соответствии с отчетом оценщика, привлеченного Фондом, на дату, которая не может быть более чем на 6 месяцев ранее даты принятия Фондом такого решения. При этом для целей Методики под равнозначным жилым помещением на первичном рынке понимается жилое помещение, в котором жилая площадь и количество комнат не меньше жилой площади и количества комнат жилого помещения, подлежащего передаче гражданину в соответствии с договором либо в связи с участием в кооперативе, а объект строительства с равнозначным жилым помещением находится в границах муниципального образования и на той же стадии строительства, на которой находится объект строительства на дату принятия арбитражным судом решения о признании застройщика банкротом и об открытии конкурсного производства. Показатель m - это доля исполненного гражданином обязательства по уплате цены договора или паевых взносов в кооператив, рассчитываемая по формуле, приведенной в оспариваемой норме. Данная формула содержит корректирующий коэффициент выплаты z, рассчитываемый по формуле с применением в числителе значения 120.
Подпункт "а" пункта 3 приложения к Правилам действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2023 г. N 661 (размещено на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://pravo.gov.ru) 28 апреля 2023 г., опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 1 мая 2023 г., N 18).
Л. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим подпункта "а" пункта 3 приложения к Правилам в части формулы расчета размера возмещения, а также применения коэффициента m в случае фактической оплаты гражданином (участником строительства) более 120 кв. метров общей площади жилого помещения, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют части 2 статьи 13 Федерального закона N 218-ФЗ, нарушают его право на получение выплаты возмещения в размере 120 кв. метров площади жилья.
По мнению административного истца, при применении в формуле Методики коэффициента m в случаях, когда гражданином приобретено более 120 кв. метров жилья, итоговая величина расчета получится недостоверной, поскольку формула уже ограничена коэффициентом z, то есть 120 кв. метрами, а не реальным количеством приобретаемых гражданином квадратных метров. Полагает, что данная формула применима только в случаях неполного исполнения договорных обязательств, если гражданином оплачено менее 120 кв. метров жилья. Установленный в формуле Методики коэффициент m вводит дополнительное условие определения возмещения, не предусмотренное законом.
В обоснование заявленного требования Л. указывает, что 20 октября 2016 г. заключил договор долевого участия в строительстве жилья, по которому им оплачено более 120 кв. метров общей площади жилых помещений. Определением Арбитражного суда Челябинской области от 12 октября 2017 г. в отношении застройщика возбуждено дело о банкротстве, а решением от 13 июня 2019 г. должник признан несостоятельным (банкротом), введена процедура конкурсного производства. Определением Арбитражного суда Челябинской области от 12 января 2021 г. требование Л. о включении в реестр требований кредиторов удовлетворено в размере 8 276 138 руб. 32 коп. Наблюдательным советом Фонда 4 октября 2021 г. принято решение о финансировании мероприятий, указанных в пункте 5 части 2 статьи 13.1 Федерального закона N 218-ФЗ, в отношении объектов незавершенного строительства должника. Фонд произвел начисление выплаты возмещения Л. в размере 3 158 521 руб. 22 коп. на основании оспариваемых положений нормативного правового акта. С таким расчетом административный истец не согласился и направил в Фонд претензию, которая не была удовлетворена, в связи с чем он обратился в Лефортовский районный суд г. Москвы с исковым заявлением об установлении размера возмещения и взыскании выплаты возмещения.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации, в письменных возражениях указало, что Правила изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, оспариваемые положения соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца Ж. поддержал заявленное требование.
Представитель Правительства Российской Федерации К. возражала против удовлетворения административного иска.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Кириллова В.С., объяснения представителя административного истца Ж., возражения представителя Правительства Российской Федерации К., проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Клевцовой Е.А., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии со статьей 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение (часть 1). Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (часть 2).
На момент принятия оспариваемого нормативного правового акта аналогичные положения были закреплены в статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (утратил силу в связи с принятием Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
Федеральный закон N 218-ФЗ определяет порядок создания, правовое положение, цели деятельности, функции, полномочия и порядок управления деятельностью публично-правовой компании "Фонд развития территорий" (статья 1).
Частью 1 статьи 2 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что Фонд является унитарной некоммерческой организацией, созданной Российской Федерацией в целях осуществления функций и полномочий публично-правового характера, предусмотренных законом.
Пунктом 3 части 3 статьи 3 названного закона к функциям и полномочиям Фонда, связанным с защитой прав и законных интересов граждан - участников строительства, отнесена выплата за счет имущества Фонда возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест, а также нежилых помещений, определенных подпунктом 3.1 пункта 1 статьи 201.1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", при несостоятельности (банкротстве) застройщика, в том числе жилищно-строительного кооператива, в соответствии с данным федеральным законом.
Вопросы, связанные с выплатой возмещения гражданам, урегулированы в статье 13 Федерального закона N 218-ФЗ.
Положениями частей 1, 2 статьи 13 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что выплата возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений, включенные в реестр требований участников строительства, осуществляется на основании принятого Фондом решения о финансировании указанных в пункте 5 части 2 статьи 13.1 названного федерального закона мероприятий за счет его имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае, если застройщик признан арбитражным судом банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство. Порядок расчета размера выплаты возмещения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Реализуя предоставленные законом полномочия, Правительство Российской Федерации утвердило Правила выплаты публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений.
Процедура издания, введения в действие и опубликования нормативного правового акта соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в действие, что не оспаривается административным истцом. Данные обстоятельства ранее также установлены вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от 5 мая 2021 г. N АКПИ21-60 и от 18 июля 2023 г. N АКПИ23-470.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 14 ноября 2023 г. N 3016-О, от 14 декабря 2023 г. N 3291-О, от 30 января 2024 г. N 81-О, выплата возмещения гражданам, которые являются участниками строительства и имеют требования о передаче жилых помещений, машино-мест, нежилых помещений, имеет компенсационный характер и не должна нарушать прав иных лиц, чьи интересы также подлежат защите Фондом за счет его имущества. На обеспечение указанного характера и целевого назначения возмещения направлено положение части 2 статьи 13 Федерального закона N 218-ФЗ, по смыслу которого размер возмещения не может быть меньше цены договора участия в долевом строительстве либо размера уплаченных паевых взносов.
В силу части 2 статьи 13 Федерального закона N 218-ФЗ выплата возмещения гражданину - участнику строительства, имеющему требование о передаче жилого помещения (жилых помещений), осуществляется в размере стоимости указанного помещения (указанных помещений), определяемой как произведение общей площади жилого помещения в многоквартирном доме и (или) доме блокированной застройки (всех жилых помещений в одном многоквартирном доме и (или) домах блокированной застройки (в случае, если количество таких домов составляет три и более), подлежащего передаче гражданину - участнику строительства, но не более ста двадцати квадратных метров, и рыночной стоимости одного квадратного метра равнозначного жилого помещения (равнозначных жилых помещений) на первичном рынке, но не менее уплаченной цены договора либо размера уплаченных паевых взносов, рассчитываемых исходя из общей площади такого жилого помещения (таких жилых помещений), не превышающей ста двадцати квадратных метров. Предусмотренная названной частью рыночная стоимость определяется в соответствии с отчетом оценщика, привлеченного Фондом, на дату, которая не может быть более чем на шесть месяцев ранее даты принятия Фондом решения в соответствии с частью 1 этой статьи.
Частью первой статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) на основании договора у участника долевого строительства возникает обязательство перед застройщиком по уплате цены такого договора.
Подпункт "а" пункта 3 приложения к Правилам содержит формулу, предусматривающую необходимость при расчете размера возмещения учитывать долю исполненных гражданином - участником строительства обязательств по уплате цены договора (m), а также применять корректирующий коэффициент выплаты в случае, если сумма общих площадей жилых помещений в объекте строительства, подлежащих передаче гражданину, превышает 120 кв. метров (z).
Предусмотренный оспариваемым положением Методики корректирующий коэффициент z, ограничивающий размер выплаты возмещения 120 кв. метрами жилья, соответствует приведенной норме Федерального закона N 218-ФЗ, содержащей аналогичное ограничение.
Показатель m формулы расчета размера возмещения, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 приложения к Правилам, корреспондирует в том числе вышеуказанным нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 214-ФЗ, части 2 статьи 13 Федерального закона N 218-ФЗ, имеет целью обеспечить определение каждому гражданину - участнику строительства соразмерного объему нарушенных прав размера возмещения с учетом доли исполненного таким гражданином обязательства по уплате цены договора.
В случае иного регулирования гражданин, не полностью исполнивший обязательства по уплате цены договора, имел бы возможность получать выплату возмещения в том же размере, что и граждане - участники строительства, которые полностью и надлежаще исполнили все обязательства перед застройщиком.
Оспариваемые нормативные положения отвечают критерию правовой определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, не допускают неоднозначного толкования при их применении.
Следует отметить, что согласно пункту 28 статьи 201.15-2-2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", гражданин - участник строительства, получивший выплату возмещения от Фонда, размер которой является определимым, не утрачивает право на погашение своих требований в неудовлетворенной Фондом части в рамках дела о банкротстве застройщика.
Доводы административного истца о недостоверности оспариваемой формулы и ее противоречии части 2 статьи 13 Федерального закона N 218-ФЗ являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, фактически сводятся к установлению различного порядка выплаты возмещения и не могут служить основанием для удовлетворения заявленного требования.
Проверка конкретных правоприменительных действий не входит в предмет судебного контроля по настоящему административному делу.
С учетом того, что подпункт "а" пункта 3 приложения к Правилам в оспариваемой административным истцом части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает и не ограничивает прав административного истца, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении административного иска следует отказать.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Л. о признании частично недействующим подпункта "а" пункта 3 приложения к Правилам выплаты публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 г. N 1233, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ
С.И.КУЗЬМИЧЕВ