ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 июля 2023 г. N АКПИ23-402

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., Кузьмичева С.И.,

при секретаре Е.,

с участием прокурора Русакова И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Б. об оспаривании пункта 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 июля 2023 г. N АКПИ23-402

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., Кузьмичева С.И.,

при секретаре Е.,

с участием прокурора Русакова И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Б. об оспаривании пункта 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее также - Постановление) утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее также - Правила), действующие в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 8 июня 2023 г. N 948. Нормативный правовой акт опубликован 27 декабря 2004 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, N 52 (часть 2), ст. 5525, 19 января 2005 г. в "Российской газете", N 7.

Пунктом 17 Правил установлено, что в случае технологического присоединения объектов, указанных в абзацах четвертом и пятом этого пункта и отнесенных к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения), присоединяемых к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, при условии, что расстояние от границ участка заявителя до ближайшего объекта электрической сети необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, плата за технологическое присоединение определяется в размере минимального из следующих значений: стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением стандартизированных тарифных ставок (абзацы первый - второй); стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением льготной ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности, которая утверждается в отношении всей совокупности таких мероприятий уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для соответствующих случаев технологического присоединения в размере не более 10 000 рублей за кВт (превышение указанного значения допускается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов) и не менее 3 000 рублей за кВт - с 1 июля 2022 г., 4 000 рублей за кВт - с 1 июля 2023 г. и 5 000 рублей за кВт - с 1 июля 2024 г. (абзац третий). С соблюдением требований абзацев первого - третьего данного пункта определяется плата за технологическое присоединение объектов микрогенерации заявителей - физических лиц, в том числе за одновременное технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей - физических лиц, максимальная мощность которых не превышает 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), и объектов микрогенерации (абзац четвертый). С соблюдением требований абзацев первого - третьего этого пункта определяется плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей - физических лиц, максимальная мощность которых не превышает 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) (абзац пятый).

Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 17 Правил в той части, в которой он устанавливает для физических лиц, присоединяющих энергопринимающие устройства максимальной мощностью 15 кВт и классом напряжения до 0,4 кВ, максимальную стоимость мероприятий по технологическому присоединению в размере 10 000 рублей, полагая, что этим пунктом установлена завышенная стоимость мероприятий по технологическому присоединению, одномоментно увеличенная с 550 рублей, то есть в 273 раза, что противоречит принципам правовой определенности, открытости и предсказуемости, закрепленным в статьях 7 и 8 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательных требованиях).

Административный ответчик Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству энергетики Российской Федерации (поручение от 2 июня 2023 г. N ДГ-П51-7103), указавшему в письменных возражениях, что Постановление издано в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, оспариваемая норма Правил соответствует принципу правовой определенности и не нарушает прав и законных интересов административного истца.

Административный истец Б. и его представитель, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

В судебном заседании представитель административного ответчика Правительства Российской Федерации С. поддержала изложенную в письменных возражениях правовую позицию и просила отказать в удовлетворении административного иска.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Нефедова О.Н., обсудив доводы административного истца, заслушав пояснения представителя административного ответчика, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Согласно статье 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение (часть 1). Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (часть 2).

На момент принятия оспариваемого нормативного правового акта аналогичные положения были закреплены в статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (утратил силу в связи с принятием Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").

Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), устанавливая правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики и определяя полномочия органов государственной власти по регулированию этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии, относит к компетенции Правительства Российской Федерации установление порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики юридических лиц и физических лиц к электрическим сетям (статья 1, абзац шестой пункта 1 статьи 21).

Абзацем первым пункта 1 статьи 26 названного федерального закона предусмотрено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Следовательно, Правила утверждены во исполнение полномочия, возложенного на Правительство Российской Федерации федеральным законодателем. Порядок принятия и опубликования нормативного правового акта соблюден. Данные обстоятельства ранее установлены вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. N АКПИ20-679, от 11 апреля 2023 г. N АКПИ23-113 и не оспариваются административным истцом.

Особенности государственного регулирования цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в электроэнергетике, платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и платы за реализацию сетевой организацией мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объекта по производству электрической энергии (мощности) закреплены в статье 23.2 Закона об электроэнергетике, согласно которой особенности определения размера платы за технологическое присоединение объектов микрогенерации и энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 15 кВт включительно (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) и применения этой платы, а также размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) и применения этой платы определяются Правительством Российской Федерации (абзац двенадцатый пункта 2).

Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации в пункте 17 Правил установило размеры стоимости мероприятий по технологическому присоединению, в том числе за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей - физических лиц, максимальная мощность которых не превышает 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), рассчитанной с применением льготной ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности, которая утверждается в отношении всей совокупности таких мероприятий уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для соответствующих случаев технологического присоединения в размере не более 10 000 рублей за кВт (превышение указанного значения допускается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов) и не менее 3 000 рублей за кВт - с 1 июля 2022 г., 4 000 рублей за кВт - с 1 июля 2023 г. и 5 000 рублей за кВт - с 1 июля 2024 г.

Довод административного истца о том, что установленная оспариваемой нормой максимальная стоимость мероприятий по технологическому присоединению является необоснованно завышенной, не может быть признан состоятельным.

Статьей 6 Закона об электроэнергетике к общим принципам организации экономических отношений и основам государственной политики в сфере электроэнергетики отнесены обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации, технологическое единство электроэнергетики, обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики, свобода экономической деятельности в сфере электроэнергетики и единство экономического пространства в сфере обращения электрической энергии с учетом ограничений, установленных федеральными законами, соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.

Статьей 23.1 названного закона установлено, что плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, подлежат государственному регулированию.

Федеральным законом от 16 февраля 2022 г. N 12-ФЗ "О внесении изменения в статью 23.2 Федерального закона "Об электроэнергетике", вступившим в силу 1 июля 2022 г., пункт 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике изложен в новой редакции, в которой закреплен механизм формирования платы за присоединение к электросетям в части ее доведения до экономически обоснованного уровня, предусматривающий учет фактических затрат сетевых организаций, в частности сняты ограничения по включению в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, компенсировавшихся до внесения изменений путем включения этих расходов при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и распределения между всеми потребителями услуг по передаче электрической энергии.

Согласно положениям пункта 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике в редакции, действующей с 1 июля 2022 г., стоимость технологического присоединения определяется в зависимости от состава мероприятий, которые необходимо реализовывать в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, величины заявляемой мощности и установленной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации стоимости каждого подключаемого кВт.

Правительство Российской Федерации в пункте 17 Правил, исходя из принципов экономической обоснованности и достижения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, закрепленных в пунктах 2 и 3 статьи 23 Закона об электроэнергетике, установило минимальные и максимальное значения стоимости мероприятий по технологическому присоединению, а также льготное значение стоимости для специальной категории граждан.

Не нашли своего подтверждения доводы административного истца о противоречии оспариваемой нормы статьям 7 и 8 Закона об обязательных требованиях.

Статьей 7 названного закона закреплено, что содержание обязательных требований должно отвечать принципу правовой определенности, то есть быть ясным, логичным, понятным как правоприменителю, так и иным лицам, не должно приводить к противоречиям при их применении, а также должно быть согласованным с целями и принципами законодательного регулирования той или иной сферы и правовой системы в целом (часть 1). Обязательные требования должны находиться в системном единстве, обеспечивающем отсутствие дублирования обязательных требований, а также противоречий между ними (часть 2). Обязательные требования, установленные в отношении одного и того же предмета регулирования, не должны противоречить друг другу (часть 3).

Закон об электроэнергетике, делегируя Правительству Российской Федерации полномочия по установлению размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств, не установил императивных предписаний, касающихся определения размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств. Других нормативных правовых актов в области электроэнергетики, имеющих большую юридическую силу и устанавливающих иной порядок определения платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей - физических лиц, максимальная мощность которых не превышает 15 кВт включительно, не имеется.

Статьей 8 Закона об обязательных требованиях закреплены принципы открытости и предсказуемости по отношению к нормативным правовым актам, устанавливающим обязательные требования, такие как публичное обсуждение проектов таких актов, сроки их вступления в силу, опубликования с соблюдением соответствующей процедуры и размещения на официальных сайтах органов государственной власти.

Данные требования Правительством Российской Федерации соблюдены.

Оспариваемые административным истцом положения пункта 17 Правил введены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2022 г. N 1178 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1178).

Проект этого постановления в соответствии с требованиями пункта 4(1) Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, пунктов 3, 4, 5, 22 Правил раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденных названным выше постановлением, и Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, пункта 5 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, был размещен на официальном сайте http://regulation.gov.ru с целью проведения публичного обсуждения и для проведения независимой антикоррупционной экспертизы с 1 по 22 марта 2022 г.

Постановление N 1178 после его принятия в установленном порядке размещено на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://pravo.gov.ru) 1 июля 2022 г., опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 4 июля 2022 г., N 27, ст. 4863.

Срок вступления данного нормативного правового акта в силу определен самим актом.

С учетом того, что оспариваемое положение нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам большей юридической силы, прав и законных интересов административного истца в упоминаемых им аспектах не нарушает, в удовлетворении заявленного требования следует отказать на основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Б. об оспаривании пункта 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ

Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
В.Н.АЛЕКСАНДРОВ
С.И.КУЗЬМИЧЕВ