ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 марта 2024 г. N АКПИ23-1124

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., Кузьмичева С.И.,

при секретаре Е.,

с участием прокурора Слободина С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М. о признании частично недействующим пункта 4 требований к дополнительной маркировке транспортных средств, порядка ее нанесения и применения, утвержденных

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 марта 2024 г. N АКПИ23-1124

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., Кузьмичева С.И.,

при секретаре Е.,

с участием прокурора Слободина С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М. о признании частично недействующим пункта 4 требований к дополнительной маркировке транспортных средств, порядка ее нанесения и применения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2019 г. N 1653,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2019 г. N 1653 утверждены требования к дополнительной маркировке транспортных средств, порядок ее нанесения и применения (далее также - Требования).

Пунктом 4 Требований установлено, что нанесение дополнительной маркировки осуществляется на не подвергавшиеся демонтажу и (или) изменению элементы транспортного средства в непосредственной близости к предусмотренному его изготовителем для нанесения маркировки месте. При отсутствии технической возможности по соблюдению такого требования в качестве места нанесения дополнительной маркировки выбирается наиболее близкое к нему пригодное для этого место (абзац первый).

Нанесение дополнительной маркировки осуществляется автоматизированным маркиратором с соблюдением требований, установленных пунктом 1.4 раздела 1 приложения N 7 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), принятого решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877 (абзац второй).

М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании пункта 4 Требований не действующим в части слов "не подвергавшиеся демонтажу", ссылаясь на несоответствие части 2 статьи 20 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о государственной регистрации транспортных средств).

В обоснование заявленного требования М. указал, что является владельцем транспортного средства, кабина которого была деформирована в результате дорожно-транспортного происшествия и впоследствии заменена на кабину аналогичной модели. По его обращению о внесении изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи с заменой основного компонента транспортного средства регистрационным подразделением регистрирующего органа принято решение об отказе в совершении регистрационных действий на основании пункта 1 части 1 и пункта 1 части 5 статьи 20 Закона о государственной регистрации транспортных средств, а также подпункта 92.1 пункта 92 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. N 950, ввиду невозможности идентификации транспортного средства. В удовлетворении требования о признании указанного решения незаконным арбитражным судом отказано со ссылкой в том числе на положения Требований. По мнению административного истца, оспариваемое нормативное положение препятствует проведению регистрационных действий в отношении его транспортного средства, что влечет невозможность участия в дорожном движении.

Административный ответчик Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству внутренних дел Российской Федерации (поручение от 12 января 2024 г. N МХ-П50-370), в письменных возражениях на административный иск указавшему, что Требования приняты полномочным органом, в оспариваемой части соответствуют актам большей юридической силы и прав административного истца не нарушают.

Административный истец М. и его представитель, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании представители Правительства Российской Федерации С., Ф. поддержали изложенную в письменных возражениях правовую позицию и просили отказать в удовлетворении административного иска.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Нефедова О.Н., изучив доводы административного истца, заслушав пояснения представителя административного ответчика, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Согласно статье 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение (часть 1). Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (часть 2).

Аналогичные полномочия Правительства Российской Федерации на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта содержались в статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".

В соответствии с частью 2 статьи 20 Закона о государственной регистрации транспортных средств требования к дополнительной маркировке транспортных средств, порядок ее нанесения и применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Реализуя предоставленные федеральным законом полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 12 декабря 2019 г. N 1653 утвердило требования к дополнительной маркировке транспортных средств, порядок ее нанесения и применения.

Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://pravo.gov.ru) 19 декабря 2019 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 23 декабря 2019 г., N 51 (часть II), ст. 7621.

Процедура издания, введения в действие и опубликования нормативного правового акта соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".

Таким образом, нормативный правовой акт принят уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в действие, что не оспаривается административным истцом.

Правовые и организационные основы, цели государственной регистрации транспортных средств, права и обязанности участников отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией транспортных средств, регламентированы Законом о государственной регистрации транспортных средств.

Регистрационное действие по смыслу части 1 статьи 10 данного закона представляет собой действие регистрационного подразделения по установлению или изменению регистрационных данных транспортного средства, замене документов, идентифицирующих транспортное средство.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона о государственной регистрации транспортных средств под идентификацией транспортного средства понимается проводимое без разборки транспортного средства установление тождественности идентификационного номера транспортного средства или идентификационного номера основного компонента транспортного средства (кузова, рамы, кабины) и данных, содержащихся в документе, идентифицирующем транспортное средство, или в электронном паспорте транспортного средства (электронном паспорте шасси транспортного средства).

Идентификационный номер транспортного средства либо идентификационный номер основного компонента транспортного средства в случае, если транспортное средство не имеет идентификационного номера транспортного средства, относится к регистрационным данным транспортного средства, подлежащим государственному учету и вносимым в регистрационные документы (часть 1, пункт 5 части 2 статьи 11 указанного федерального закона).

Согласно положениям статьи 12 Закона о государственной регистрации транспортных средств под идентификационным номером понимается комбинация цифровых и (или) буквенных обозначений, присваиваемая изготовителем транспортному средству или его основным компонентам в целях идентификации транспортного средства или его основных компонентов (часть 1), под маркировкой транспортного средства - идентификационный номер транспортного средства, нанесенный на основной компонент транспортного средства, а также размещенный на табличке изготовителя (часть 2), под маркировкой основного компонента транспортного средства - идентификационный номер основного компонента транспортного средства, нанесенный на соответствующий основной компонент транспортного средства, а также размещенный на табличке изготовителя (часть 3), под основной маркировкой транспортного средства (основного компонента транспортного средства) - идентификационный номер транспортного средства (основного компонента транспортного средства), нанесенный на основной компонент транспортного средства при его изготовлении (часть 4), под дополнительной маркировкой транспортного средства (основного компонента транспортного средства) - идентификационный номер транспортного средства (основного компонента транспортного средства), дополнительно нанесенный на основной компонент транспортного средства в случаях, установленных данным федеральным законом (часть 5).

Нанесение дополнительной маркировки транспортного средства или дополнительной маркировки основного компонента транспортного средства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, статьей 20 Закона о государственной регистрации транспортных средств предусмотрено в случае, если идентификация транспортного средства невозможна вследствие того, что маркировка этого транспортного средства или маркировка основного компонента этого транспортного средства уничтожена вследствие коррозии или проведенного ремонта либо подделана, сокрыта, изменена или уничтожена вследствие противоправных действий третьих лиц.

Оспариваемый административным истцом в части нормативный правовой акт случаи нанесения дополнительной маркировки транспортного средства (основного компонента транспортного средства) не определяет, а устанавливает требования к дополнительной маркировке транспортных средств, порядок ее нанесения и применения.

В пункте 2 Требований определены органы и организации, осуществляющие нанесение дополнительной маркировки, включающей согласно пункту 3 этих требований указание присвоенного изготовителем транспортного средства идентификационного номера или номера его основного компонента, а также буквенно-цифрового обозначения организации, осуществившей ее нанесение.

Абзац первый пункта 4 Требований определяет требования к месту нанесения дополнительной маркировки, в качестве которого допускаются не подвергавшиеся демонтажу и (или) изменению элементы транспортного средства в непосредственной близости к предусмотренному его изготовителем для нанесения маркировки месте, а также закрепляет, что при отсутствии технической возможности по соблюдению такого требования в качестве места нанесения дополнительной маркировки выбирается наиболее близкое к нему пригодное для этого место.

Приведенные предписания служат обеспечению идентификации транспортного средства и созданию условий для установления тождественности идентификационного номера транспортного средства или идентификационного номера основного компонента транспортного средства (кузова, рамы, кабины), поддающегося прочтению при осмотре транспортного средства, и данных, содержащихся в документе, идентифицирующем транспортное средство, или в электронном паспорте транспортного средства (электронном паспорте шасси транспортного средства).

Данные требования обусловлены тем, что в случае нанесения дополнительной маркировки на подвергавшиеся демонтажу и (или) изменению элементы транспортного средства возможность идентификации транспортного средства будет утрачена, кроме того, будут расширены установленные в части 2 статьи 20 Закона о государственной регистрации транспортных средств случаи нанесения дополнительной маркировки транспортного средства, что к компетенции Правительства Российской Федерации не отнесено.

При этом пункт 5 Требований воспроизводит приведенные в части 2 статьи 20 Закона о государственной регистрации транспортных средств случаи нанесения дополнительной маркировки транспортного средства (основного компонента транспортного средства).

В противоречие с положениями части 2 статьи 20 Закона о государственной регистрации транспортных средств оспариваемые нормативные предписания не входят, поскольку они случаи нанесения дополнительной маркировки транспортного средства (основного компонента транспортного средства) не устанавливают, а определяют требования к дополнительной маркировке транспортных средств, порядок ее нанесения и применения в перечисленных в указанной статье случаях в целях идентификации транспортного средства, в том числе при осуществлении регистрационных действий, предусмотренных названным законом.

Федерального закона или иного нормативного правового акта большей юридической силы, по иному регулирующих нанесение дополнительной маркировки транспортного средства (основного компонента транспортного средства), включая место нанесения дополнительной маркировки, не имеется.

Оспариваемые нормативные положения по своему содержанию не допускают неоднозначного толкования и какой-либо правовой неопределенности в части их применения не содержат.

Как следует из содержания административного искового заявления, требование административного истца обусловлено несогласием с решением регистрационного подразделения регистрирующего органа об отказе в совершении регистрационных действий (внесении изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи с заменой основного компонента транспортного средства) и принятыми по результатам его обжалования судебными актами, что в силу действующего законодательства не может служить правовым основанием для удовлетворения административного иска.

Запрет на совершение регистрационных действий в случае замены имеющего маркировку основного компонента транспортного средства на аналогичный компонент, не имеющий маркировки, если это препятствует идентификации транспортного средства, или на аналогичный компонент, имеющий идентификационный номер другого транспортного средства, установлен пунктом 2 части 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации транспортных средств.

При таких обстоятельствах доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений Требований законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу, являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления М. о признании частично недействующим пункта 4 требований к дополнительной маркировке транспортных средств, порядка ее нанесения и применения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2019 г. N 1653, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ

Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ
С.И.КУЗЬМИЧЕВ