ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 декабря 2022 г. N АКПИ22-873

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., Калининой Л.А.,

при секретаре К.Ю.,

с участием прокурора Слободина С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания ВИТА-ОРТА" о признании не действующими в части постановления Правительства Российской Федерации от 9 марта 2022 г. N 311 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. N 100" и утвержденного им Перечня отдельных видов товаров, в отношении которых вводится временный запрет на вывоз,

установил:

пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 9 марта 2022 г. N 311 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. N 100" (далее также - Постановление N 311) введен до 31 декабря 2023 г. включительно запрет на вывоз за пределы территории Российской Федерации товаров по перечню согласно приложению N 1 к вышеназванному постановлению.

Перечень отдельных видов товаров, в отношении которых вводится временный запрет на вывоз, являющийся приложением N 1 к Постановлению N 311 (далее также - Перечень), содержит позицию, классифицируемую кодом 9021 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 сентября 2021 г. N 80 (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), - приспособления ортопедические, включая костыли, хирургические ремни и бандажи; шины и прочие приспособления для лечения переломов; части тела искусственные; аппараты слуховые и прочие приспособления, которые носятся на себе, с собой или имплантируются в тело для компенсации дефекта органа или его неработоспособности (за исключением позиции, классифицируемой кодом 9021 40 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС).

В пункте 2 Постановления N 311 приведены товары, на которые запрет на вывоз за пределы территории Российской Федерации, не распространяется.

Общество с ограниченной ответственностью "Компания ВИТА-ОРТА" (далее также - ООО "Компания ВИТА-ОРТА"), осуществляющее деятельность по поставке в целях последующей продажи на территории Российской Федерации протезных систем иностранного производства, обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с уточненным в ходе рассмотрения дела административным исковым заявлением о признании не действующими: Постановления N 311 в части распространения его на государства - членов Европейского союза и в части отсутствия в нем ссылки на запрет вывоза с территории Российской Федерации продукции и (или) сырья организациями, находящимися под юрисдикцией недружественных иностранных государств, прямо или косвенно подконтрольными недружественным иностранным государствам или аффилированными с ними, гражданами недружественных иностранных государств; пункта 2 Постановления N 311 в части отсутствия в нем исключения на запрет вывоза за пределы территории Российской Федерации в отношении товаров в целях их гарантийного ремонта; Перечня в части включения в позицию, классифицируемую кодом 9021 ТН ВЭД ЕАЭС, наименования товара "части тела искусственные".

Полагает, что оспариваемые нормативные положения противоречат статье 8 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан), части 7 статьи 28 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" (далее - Закон о социальной защите инвалидов), пункту 3 части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности), частям 1, 2 статьи 25 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (далее - Закон об экспортном контроле), части 5 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах и принудительных мерах" (далее - Закон о специальных экономических мерах).

В обоснование требований административный истец указал, что оспариваемые нормативные положения нарушают его права и законные интересы при осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку не позволяют беспрепятственно вывозить за пределы Российской Федерации для осуществления гарантийного ремонта изготовителем технические средства реабилитации инвалидов, произведенные на территории иностранных государств.

Административный ответчик Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству промышленности и торговли Российской Федерации (поручение от 28 сентября 2022 г. N АБ-П2-16349), в письменных возражениях на административный иск указавшему, что Постановление N 311 издано полномочным органом, в оспариваемой части соответствует актам большей юридической силы и прав ООО "Компания ВИТА-ОРТА" не нарушает.

Представитель административного истца О. в судебном заседании поддержал заявленные требования.

В судебном заседании представители Правительства Российской Федерации Б. и К.И. поддержали изложенную в письменных возражениях правовую позицию и просили отказать в удовлетворении административного иска.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Нефедова О.Н., заслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. N 100 "О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности" (далее также - Указ) в целях обеспечения безопасности Российской Федерации и бесперебойного функционирования промышленности постановлено в срок до 31 декабря 2023 г. обеспечить применение специальных экономических мер в виде запрета и ограничения на вывоз за пределы территории Российской Федерации и (или) ввоз на территорию Российской Федерации продукции и (или) сырья согласно перечням, определяемым Правительством Российской Федерации.

Указанные специальные экономические меры применены в дополнение к мерам, предусмотренным указами Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 г. N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций" и от 1 марта 2022 г. N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации".

Пунктом 2 Указа установлено, что меры, предусмотренные пунктом 1 названного указа, не применяются в отношении продукции и (или) сырья, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и (или) ввозимых на территорию Российской Федерации гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства для личного пользования.

В соответствии с пунктом 3 Указа полномочием по определению особенностей применения мер, предусмотренных пунктом 1, в отношении некоторых видов продукции и (или) сырья, а также в отношении отдельных юридических лиц и (или) физических лиц наделено Правительство Российской Федерации.

Во исполнение Указа Правительством Российской Федерации 9 марта 2022 г. издано Постановление N 311 (действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2022 г. N 1959 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации").

Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 10 марта 2022 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 14 марта 2022 г., N 11.

Процедура издания, введения в действие и опубликования Постановления N 311 соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.

Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в действие.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о специальных экономических мерах специальные экономические меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан.

Специальные экономические меры носят временный характер и применяются независимо от других мер, направленных на защиту интересов Российской Федерации, обеспечение безопасности Российской Федерации, а также на защиту прав и свобод ее граждан. К специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения. Такие меры могут быть направлены в том числе на запрещение внешнеэкономических операций или установление ограничений на их осуществление. Реализация специальных экономических мер обязательна для органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также для находящихся под юрисдикцией Российской Федерации организаций и физических лиц (части 1, 2, 3 статьи 3).

Решение о применении специальных экономических мер в отношении конкретных иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и о сроке, в течение которого данные специальные экономические меры будут применяться, принимается Президентом Российской Федерации на основе предложений Совета Безопасности Российской Федерации с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о таком решении (часть 1 статьи 4).

Правительство Российской Федерации на основании решения Президента Российской Федерации в соответствии с данным федеральным законом устанавливает перечень конкретных действий, на совершение которых вводится запрет совершения и (или) в отношении которых вводится обязанность совершения, и иных ограничений (часть 3 статьи 4).

Правительство Российской Федерации, реализуя дискреционные полномочия на основании Указа, приняло решение ввести запрет на вывоз за пределы территории Российской Федерации товаров по перечню согласно приложению N 1 к Постановлению N 311, в том числе в отношении товаров, классифицируемых кодом 9021 ТН ВЭД ЕАЭС, - приспособления ортопедические, включая костыли, хирургические ремни и бандажи; шины и прочие приспособления для лечения переломов; части тела искусственные; аппараты слуховые и прочие приспособления, которые носятся на себе, с собой или имплантируются в тело для компенсации дефекта органа или его неработоспособности (за исключением позиции, классифицируемой кодом 9021 40 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС).

Нормативный правовой акт большей юридической силы, который бы устанавливал в целях обеспечения безопасности Российской Федерации и бесперебойного функционирования промышленности иной перечень товаров, запрещенных к вывозу за пределы территории Российской Федерации, отсутствует.

Не может быть признан состоятельным довод административного истца о несоответствии оспариваемых нормативных положений статье 8 Закона об основах охраны здоровья граждан и части 7 статьи 28 Закона о социальной защите инвалидов.

Согласно статье 8 Закона об основах охраны здоровья граждан социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

Вместе с тем Федеральным законом от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 38 Закона об основах охраны здоровья граждан дополнена частью 24, устанавливающей, что в условиях введения в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера Правительство Российской Федерации вправе принять решение об установлении ограничений на вывоз из Российской Федерации медицинских изделий, ранее ввезенных в Российскую Федерацию с территорий иностранных государств, принявших решение о введении в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера.

Закон о социальной защите инвалидов, определяющий государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, в части 7 статьи 28 закрепляет, что ремонт технических средств реабилитации инвалидов производится вне очереди с освобождением от оплаты или на льготных условиях.

Оспариваемое в части Постановление N 311 не препятствует ремонту вне очереди технических средств реабилитации инвалидов, поскольку не создает каких-либо ограничений для ремонта соответствующих технических средств на территории Российской Федерации, не устанавливает обязанность инвалидов оплатить их ремонт и не ограничивает возможность применения льготных условий.

Доводы административного истца о несоответствии Постановления N 311 пункту 3 части 1 статьи 13 Закона об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности подлежат отклонению.

Из пункта 3 части 1 статьи 13 Закона об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности следует, что Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами устанавливает запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При этом, как уже указывалось выше, Постановление N 311 издано Правительством Российской Федерации во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. N 100 "О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности", которым постановлено обеспечить применение специальных экономических мер - запрета и ограничения на вывоз за пределы территории Российской Федерации и (или) ввоз на территорию Российской Федерации продукции и (или) сырья согласно перечням, определяемым Правительством Российской Федерации.

Закон об экспортном контроле, о несоответствии положениям которого Постановления N 311 указывает административный истец, устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности, его действие распространяется на внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, в части осуществления экспортного контроля в целях, установленных этим федеральным законом (преамбула, часть 2 статьи 2).

Экспортный контроль - комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного указанным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов (абзац третий статьи 1).

Правоотношения, связанные с применением специальных экономических мер, Законом об экспортном контроле не регулируются.

Вопреки доводам административного истца оспариваемое в части Постановление N 311 не противоречит части 5 статьи 3 Закона о специальных экономических мерах, согласно которой названные меры не должны носить более ограничительный характер, чем это необходимо для устранения обстоятельств, послуживших основанием их применения.

Целью введенных Постановлением N 311 во исполнение Указа мер по запрету на вывоз за пределы территории Российской Федерации товаров является реагирование на совокупность недружественных действий в отношении Российской Федерации со стороны ряда государств, которое направлено на обеспечение бесперебойного функционирования ключевых отраслей экономики Российской Федерации. При этом оспариваемый акт не вводит каких-либо персональных ограничений, в частности, в отношении юридических лиц, и устанавливает временный запрет на вывоз за пределы территории Российской Федерации определенных товаров, независимо от того экспортируются они или направляются на гарантийный ремонт (для предупреждения возможных нарушений обязательств со стороны недружественных государств по их возврату).

Кроме того, Постановлением N 311 предусмотрена возможность предоставления временных разрешений на вывоз определенных товаров, включенных в Перечень (пункт 2(1)), и запрет на вывоз с территории Российской Федерации не распространяется на товары, вывозимые физическими лицами для личного пользования (абзац двадцать пятый пункта 2).

Требования административного истца о признании частично недействующим пункта 2 Постановления N 311, по сути, сводятся к обязанию Правительства Российской Федерации осуществить нормативно-правовое регулирование в части исключения из запрета на вывоз за пределы территории Российской Федерации товаров в целях их гарантийного ремонта, что не входит в компетенцию суда при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов.

Доводы административного истца о незаконности распространения мер, предусмотренных пунктом 1 Постановления N 311, на государства - членов Европейского союза и об отсутствии в указанном постановлении ссылки на запрет вывоза с территории Российской Федерации продукции и (или) сырья организациями, находящимися под юрисдикцией недружественных иностранных государств, прямо или косвенно подконтрольными недружественным иностранным государствам или аффилированными с ними, гражданами недружественных иностранных государств, подлежат отклонению, поскольку перечни иностранных государств, необходимые для применения специальных экономических мер, утверждены отдельным нормативным актом - постановлением Правительства Российской Федерации от 9 марта 2022 г. N 313 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. N 100".

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативные положения соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают и не ограничивают прав административного истца в упоминаемых им аспектах.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Компания ВИТА-ОРТА" о признании не действующими в части постановления Правительства Российской Федерации от 9 марта 2022 г. N 311 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. N 100" и утвержденного им Перечня отдельных видов товаров, в отношении которых вводится временный запрет на вывоз, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ

Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
И.Д.АБАКУМОВА
Л.А.КАЛИНИНА