ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 августа 2022 г. N АКПИ22-433

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Николаевой О.В., Нефедова О.Н.,

при секретаре Е.,

с участием прокурора Слободина С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нефтехимическая транспортная компания" о признании частично недействующим подпункта "з" пункта 4 общих требований к организации и осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов), утвержденных

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 августа 2022 г. N АКПИ22-433

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Николаевой О.В., Нефедова О.Н.,

при секретаре Е.,

с участием прокурора Слободина С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нефтехимическая транспортная компания" о признании частично недействующим подпункта "з" пункта 4 общих требований к организации и осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2021 г. N 1915,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2021 г. N 1915 (далее - Постановление) утверждены общие требования к организации и осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - Общие требования). Нормативный правовой акт опубликован 10 ноября 2021 г. на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://pravo.gov.ru) и 15 ноября 2021 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, N 46, ст. 7713.

Подпунктом "з" пункта 4 Общих требований к предмету регионального государственного контроля (надзора) отнесено соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, к установлению и (или) применению цен (тарифов) на услуги, предусмотренные перечнем услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, на которые органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

Общество с ограниченной ответственностью "Нефтехимическая транспортная компания" (далее - ООО "НХТК", Общество), являясь организацией промышленного железнодорожного транспорта, осуществляющей деятельность по оказанию транспортных услуг на подъездных железнодорожных путях по регулируемым ценам (тарифам) на территории нескольких субъектов Российской Федерации, обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующим подпункта "з" пункта 4 Общих требований, ссылаясь на то, что данная норма противоречит частям 8 и 10 статьи 1, части 1 статьи 3, части 1 статьи 7 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), которыми предусмотрено, что виды регионального контроля (надзора) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами, где также должно быть определено наименование вида контроля с указанием его отнесения к федеральному государственному контролю (надзору), или региональному государственному контролю (надзору), или муниципальному контролю (надзору), и нарушает права и законные интересы Общества, в том числе право на осуществление предпринимательской деятельности.

По мнению заявителя, Правительство Российской Федерации вышло за пределы предоставленных ему федеральным законом полномочий, установив в качестве предмета регионального государственного контроля (надзора) в том числе контроль за деятельностью организаций, оказывающих транспортные услуги на подъездных железнодорожных путях, в отсутствие соответствующего федерального закона, которым бы устанавливался такой вид государственного контроля (надзора). При этом к подобным услугам не применим и правовой режим регулирования и контроля, предусмотренный законодательством о естественных монополиях.

Кроме того, как указывает административный истец, оспариваемая норма нарушает принцип юридического равенства, поскольку лицам, оказывающим транспортные услуги на подъездных железнодорожных путях, не предоставлена государственная защита их прав в том же объеме, который гарантирован иным контролируемым лицам, на которых распространяется действие Общих требований. В частности, федеральный государственный контроль (надзор) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 543 "О государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов)", положения которого также не распространяются на правоотношения в сфере тарифного регулирования транспортных услуг, оказываемых на подъездных железнодорожных путях.

В судебном заседании представитель административного истца К. поддержал заявленное требование, просил его удовлетворить.

Административный ответчик Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Федеральной антимонопольной службе (поручение от 26 мая 2022 г. N ДГ-П50-8775).

Представитель административного ответчика Правительства Российской Федерации Г. возражала против удовлетворения административного искового заявления и пояснила суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает права административного истца.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам большей юридической силы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего, что административный иск не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Согласно статье 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение (часть 1). Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (часть 2).

Правовые основы организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля определены Федеральным законом N 248-ФЗ.

Часть 1 статьи 1 названного закона под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации в целях данного закона понимает деятельность контрольных (надзорных) органов, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемую в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется в рамках полномочий субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, полномочий субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъекта Российской Федерации (часть 5 статьи 1 Федерального закона N 248-ФЗ).

Статьей 1 Федерального закона N 248-ФЗ закреплено, что виды федерального государственного контроля (надзора), виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, виды муниципального контроля устанавливаются федеральными законами, которыми определяется наименование вида контроля с указанием его отнесения к федеральному государственному контролю (надзору), или к региональному государственному контролю (надзору), или к муниципальному контролю (части 8 и 10).

Нормативно-правовое регулирование отношений, возникающих в связи с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется Федеральным законом N 248-ФЗ, а в случаях и пределах, установленных данным законом, также другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами (часть 1 статьи 3 Федерального закона N 248-ФЗ).

В силу пункта 3 части 2 статьи 3 указанного закона порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора) для вида регионального государственного контроля (надзора) устанавливается положением о виде регионального государственного контроля (надзора), утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона N 248-ФЗ положения о видах регионального государственного контроля (надзора), осуществляемых в рамках полномочий субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, положения о видах муниципального контроля утверждаются с учетом общих требований к организации и осуществлению отдельных видов регионального государственного контроля (надзора), видов муниципального контроля. Такие требования могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

Таким образом, Общие требования утверждены Правительством Российской Федерации во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий.

По смыслу статей 1, 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 17-ФЗ) железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования (работы на железнодорожных путях общего пользования), железнодорожного транспорта необщего пользования (работы на железнодорожных подъездных путях), а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.

Под железнодорожными путями необщего пользования понимаются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд (статья 2 Федерального закона N 17-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, в который включены транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта (абзац восьмой).

Право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливать подлежащие государственному урегулированию цены (тарифы) закреплено также в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).

Подпунктами 55 и 55.1 пункта 2 статьи 26.3 данного закона решение вопросов по предметам совместного ведения субъектов Российской Федерации в части установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществления контроля за их применением отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Из анализа приведенных положений следует, что действующее законодательство предусматривает право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять государственное регулирование тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами, а также осуществлять региональный государственный контроль (надзор) за их применением.

Доводы заявителя о необходимости наличия федерального закона, устанавливающего соответствующий вид государственного контроля (надзора) в качестве основания для определения Правительством Российской Федерации предмета государственного регионального контроля (надзора) в рамках общих требований к организации и осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов), основаны на ошибочном толковании норм материального права и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Оспариваемое положение нормативного правового акта не противоречит законодательству в сфере организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и не нарушает права административного истца на осуществление предпринимательской деятельности по оказанию транспортных услуг на подъездных железнодорожных путях.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Нефтехимическая транспортная компания" о признании частично недействующим подпункта "з" пункта 4 общих требований к организации и осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2021 г. N 1915, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА

Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
О.В.НИКОЛАЕВА
О.Н.НЕФЕДОВ