ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 8 февраля 2023 г. N АКПИ22-1022
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.,
при секретаре В.,
с участием прокурора Власовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К.С. о признании частично недействующими пунктов 22, 165, 166, 239, 240 и 241 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 марта 2021 г. N 186,
установил:
приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее также - МВД России) от 31 марта 2021 г. N 186 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее также - Административный регламент). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 19 мая 2021 г., регистрационный номер 63515, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 19 мая 2021 г.
Согласно пункту 22 Административного регламента результат предоставления государственной услуги в форме электронного документа не выдается (не направляется).
Пунктом 165 Административного регламента предусмотрено, что уведомление об отказе в оформлении и (или) выдаче паспорта выдается заявителю при личном обращении в подразделение по вопросам миграции. В заявлении проставляются отметка о выдаче уведомления об отказе в оформлении и (или) выдаче паспорта и подпись заявителя рядом с проставленной отметкой.
При выдаче уведомления об отказе в оформлении и (или) выдаче паспорта заявителю разъясняется, что после истечения срока временного ограничения права гражданина, которому оформляется паспорт, на выезд из Российской Федерации он вправе обратиться с заявлением в орган, предоставляющий государственную услугу, а в случае, если уведомление об отказе в оформлении и (или) выдаче паспорта выдается в связи с несогласием одного из законных представителей несовершеннолетнего на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина, заявителю разъясняется порядок снятия ограничений права на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина.
В силу пункта 166 Административного регламента уведомление об отказе в оформлении и (или) выдаче паспорта направляется заявителю на бумажном носителе по почте по истечении 30 календарных дней со дня принятия решения об отказе в выдаче паспорта.
Сотрудник, ответственный за выдачу уведомления об отказе в выдаче паспорта, не позднее рабочего дня, следующего за днем выдачи (направления) заявителю уведомления об отказе в оформлении и (или) выдаче паспорта по почте, передает заявление и прилагаемые к нему документы, на основании которых было оформлено уведомление об отказе в оформлении и (или) выдаче паспорта, сотруднику, ответственному за учет и хранение архивной документации.
Пунктом 239 Административного регламента установлено, что в случае принятия решения об отказе в оформлении и выдаче заявителю паспорта подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России не позднее 3 календарных дней с даты принятия уполномоченным руководителем такого решения информирует многофункциональный центр в соответствии с положениями пункта 223 Административного регламента об оформлении уведомления об отказе в оформлении и выдаче паспорта и необходимости получения его заявителем в подразделении по вопросам миграции территориального органа МВД России в течение 30 календарных дней со дня принятия решения об отказе в выдаче паспорта, при неявке заявителя в указанный срок уведомление об отказе в оформлении и (или) выдаче паспорта будет направлено заявителю на бумажном носителе по почте.
Работник многофункционального центра информирует заявителя об отказе в оформлении и выдаче ему паспорта в письменной форме почтовым отправлением, а также при указании заявителем в заявлении адреса электронной почты и (или) абонентского номера устройства подвижной радиотелефонной связи (мобильного телефона) направляет электронным сообщением по адресу электронной почты и (или) сообщением на абонентский номер устройства подвижной радиотелефонной связи (мобильный телефон) (пункт 240 Административного регламента).
Результатом административной процедуры является выдача паспорта многофункциональным центром заявителю либо информирование заявителя об отказе в оформлении и выдаче ему паспорта (пункт 241 Административного регламента).
Административный истец К.С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточненного требования просит признать недействующими пункты 22, 165, 166, 239, 240 и 241 Административного регламента, ссылаясь на их противоречие статьям 8, 10 и 16 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ), пункту 5 статьи 2, статье 5, пункту 2 части 1 статьи 6, части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ). По мнению административного истца, оспариваемые нормы нарушают его право на получение надлежащим образом оформленного уведомления непосредственно в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг (далее также - многофункциональный центр).
Требование мотивировано тем, что 29 июля 2022 г. он обратился в ГКУКО "МФЦ" за получением государственной услуги "КБК: Оформление и выдача паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронный носитель информации". 31 августа 2022 г. в соответствии с полученной им распиской от 29 июля 2022 г. он лично обратился в ГКУКО "МФЦ" для получения результата. Однако вместо результата его проинформировали, что он должен лично обратиться в миграционную службу управления МВД России. До настоящего времени в реестровой модели учета результатов предоставления государственной услуги вместо "готово к выдаче" значится "обработано в ведомстве".
В письменных возражениях на административное исковое заявление МВД России и Минюст России указали, что Административный регламент разработан и утвержден уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в установленном законом порядке, в оспариваемой части соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов административного истца. Кроме того, административным истцом обжалуются положения Административного регламента, которые в отношении его не применялись.
Административный истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, письменно просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представители МВД России К.А. и Д. возражали против удовлетворения административного иска.
Министерство юстиции Российской Федерации в письменном отзыве заявило о рассмотрении административного искового заявления по существу без участия его представителя.
Обсудив доводы административного истца К.С., выслушав возражения представителей Министерства внутренних дел Российской Федерации К.А. и Д., обсудив письменный отзыв Министерства юстиции Российской Федерации, проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом N 210-ФЗ (часть 1 статьи 1).
По смыслу пункта 1 статьи 2 данного федерального закона под государственной услугой, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, понимается деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административным регламентом - нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, разработка проекта которого осуществляется органом, предоставляющим государственную услугу, или органом, предоставляющим муниципальную услугу (пункт 4 статьи 2, часть 1 статьи 12, часть 1 статьи 13 Федерального закона N 210-ФЗ).
Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373, действовавшими на момент принятия Административного регламента, закреплено, что регламент разрабатывается и утверждается органом, предоставляющим государственные услуги, если иное не установлено федеральными законами (пункт 2).
Статьей 1 Федерального закона N 114-ФЗ предусмотрено, что выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, названным федеральным законом, другими федеральными законами, а также принятыми на основании данных федеральных законов указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
Согласно статье 7 приведенного федерального закона основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются: паспорт; дипломатический паспорт; служебный паспорт. Основные документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, могут содержать электронные носители информации с записанными на них персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные.
Частью первой статьи 8 Федерального закона N 114-ФЗ установлено, что форма заявления о выдаче паспорта, порядок подачи заявления и фотографии в форме электронных документов с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, а также порядок выдачи паспорта устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Таким органом в соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699, является МВД России, к полномочиям которого кроме прочего относится оформление и выдача паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (пункт 1, абзац девятый подпункта 49 пункта 11).
МВД России, реализуя предоставленные полномочия, утвердил Административный регламент, который определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ГУВМ МВД России), подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях (в том числе подразделений по вопросам миграции отделов (отделений, пунктов) полиции территориальных органов МВД России на районном уровне) (далее - подразделения по вопросам миграции территориальных органов МВД России), а также порядок взаимодействия ГУВМ МВД России и подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России со структурными подразделениями МВД России, территориальными органами МВД России, организациями и подразделениями системы МВД России, федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при предоставлении государственной услуги.
Процедура издания, введения в действие и опубликования Административного регламента соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.
Следовательно, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят полномочным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в действие и не оспаривается административным истцом.
Вопреки доводам административного истца оспариваемые нормы Административного регламента не содержат предписаний, противоречащих действующему законодательству.
В соответствии с частью 2 статьи 7.4 Федерального закона N 210-ФЗ результат предоставления государственной или муниципальной услуги не оформляется в форме документа на бумажном носителе, если иное не установлено нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления такой услуги.
Частью одиннадцатой статьи 8 Федерального закона N 114-ФЗ предусмотрено, что паспорт оформляется в виде документа на бумажном носителе.
Поскольку Административный регламент устанавливает порядок предоставления государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, то результат предоставления такой государственной услуги может быть только на бумажном носителе.
Таким образом, пункт 22 Административного регламента согласуется с приведенными законоположениями.
Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, действовавшие на момент принятия Административного регламента, предусматривали, что в регламент включаются следующие разделы: а) общие положения; б) стандарт предоставления государственной услуги; в) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме; г) формы контроля за исполнением регламента; д) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также их должностных лиц; е) особенности выполнения административных процедур (действий) в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (пункт 12). Разделы, касающиеся состава, последовательности и сроков выполнения административных процедур (действий), требований к порядку их выполнения, в том числе особенностей выполнения административных процедур (действий) в электронной форме, а также особенностей выполнения административных процедур (действий) в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, состоят из подразделов, соответствующих количеству административных процедур - логически обособленных последовательностей административных действий при предоставлении государственных услуг и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, имеющих конечный результат и выделяемых в рамках предоставления государственной услуги. В начале соответствующего раздела указывается исчерпывающий перечень административных процедур (действий), содержащихся в нем (пункт 15).
Кроме того, в пункте 83 Административного регламента приведен исчерпывающий перечень административных процедур, опосредующих предоставление соответствующей государственной услуги, среди которых в качестве самостоятельной административной процедуры указаны оформление паспорта (подпункт 83.4), выдача паспорта (подпункт 83.5), оформление и выдача (направление) заявителю уведомления об отказе в оформлении и (или) выдаче паспорта (подпункт 83.6).
С учетом приведенных положений выдача паспорта и выдача уведомления об отказе в оформлении или выдаче паспорта являются разными административными процедурами, выполнение которых осуществляется различными органами, при этом порядок выдачи паспорта или уведомления об отказе в оформлении и (или) выдаче паспорта при личном обращении в подразделение по вопросам миграции и в многофункциональном центре определяется в разных разделах Административного регламента.
Административный регламент в пункте 165 определяет процедуру действий при личном обращении в подразделение по вопросам миграции, а в пункте 166 предусматривает выдачу уведомления заявителю при личном обращении в подразделение по вопросам миграции, а в случае, если заявитель в течение 30 календарных дней со дня принятия решения об отказе в выдаче паспорта не обратился за выдачей данного уведомления, - его направление заявителю на бумажном носителе по почте.
Пункты 165 и 166 Административного регламента включены в раздел III "Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме", а не в раздел VI "Особенности выполнения административных процедур (действий) в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг", определяющий участие многофункционального центра в предоставлении государственной услуги.
Вопреки доводам административного истца пункты 165 и 166 оспариваемого нормативного правового акта не регулируют вопросы выдачи уведомления об отказе в оформлении и (или) выдаче паспорта в многофункциональном центре, а устанавливают порядок получения паспорта при обращении заявителя в подразделение по вопросам миграции.
Кроме того, предусмотренная пунктом 165 Административного регламента подпись заявителя рядом с проставленной отметкой о выдаче уведомления об отказе в оформлении и (или) выдаче паспорта (абзац первый) и разъяснение заявителю при выдаче уведомления его прав (абзац второй) служат цели обеспечения прав граждан на реализацию при необходимости права на обращение с жалобой на решения и (или) действия (бездействия) должностных лиц органа, предоставляющего государственную услугу, в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона N 210-ФЗ (пункт 202 Административного регламента), и свидетельствует о начале течения срока на обжалование.
Согласно части первой статьи 8 Федерального закона N 114-ФЗ паспорт оформляется гражданину Российской Федерации по его письменному заявлению о выдаче паспорта, поданному лично, через его законного представителя или в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом и выдается гражданину Российской Федерации или его законному представителю указанными органами при личном обращении. По заявлению о выдаче паспорта, поданному через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, паспорт оформляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом и выдается заявителю в данном многофункциональном центре.
Случаи, в соответствии с которыми право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено, установлены в статье 15 названного федерального закона.
В силу части одиннадцатой статьи 10 Федерального закона N 114-ФЗ при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 15 данного федерального закона, либо в случае несогласия одного из законных представителей несовершеннолетнего на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации паспорт не оформляется и (или) не выдается, одновременно заявителю выдается соответствующее уведомление с изложением причины отказа в оформлении (выдаче) паспорта.
Во всех случаях временного ограничения права на выезд из Российской Федерации, предусмотренных статьей 15 Федерального закона N 114-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган выдает гражданину Российской Федерации уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из Российской Федерации (статья 16 поименованного федерального закона).
Пунктом 2.1 Административного регламента установлено, что заявителем является гражданин Российской Федерации, проживающий на территории Российской Федерации, обратившийся с заявлением о выдаче паспорта (форма приведена в приложении N 1 к Административному регламенту) в подразделение по вопросам миграции лично или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Заявление может быть подано по экстерриториальному принципу по месту жительства, месту пребывания или по месту обращения гражданина по выбору заявителя в любое подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России либо через любой многофункциональный центр при наличии соглашения о взаимодействии, заключенного территориальным органом МВД России на региональном уровне с многофункциональным центром. Сроки предоставления государственной услуги устанавливаются в зависимости от места подачи заявления в соответствии с пунктом 23 Административного регламента. Выдача оформленного паспорта производится тем же подразделением по вопросам миграции либо многофункциональным центром, в которое (который) было подано заявление (пункт 75 Административного регламента).
Таким образом, государственная услуга в виде оформления и выдачи паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, может оказываться как в подразделении по вопросам миграции, так и в многофункциональном центре.
По смыслу части первой статьи 8 и статьи 16 Федерального закона N 114-ФЗ выдача паспорта осуществляется в многофункциональном центре, а уведомления об отказе в оформлении и (или) выдаче паспорта - федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона N 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах осуществляется в соответствии с названным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами по принципу "одного окна", в соответствии с которым предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги или запросом, указанным в статье 15.1 поименованного федерального закона, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии.
В перечень государственных услуг, предоставление которых организуется по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. N 797, включена государственная услуга, предоставляемая МВД России, в виде оформления и выдачи паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (пункт 4). Выдача предусмотренного статьей 16 Федерального закона N 114-ФЗ уведомления в указанный перечень государственных услуг не включена.
Следует отметить, что постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. N 797 утвержден также перечень государственных услуг, предоставление которых организуется по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов или в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, публично-правовыми компаниями и результатом предоставления которых является документ, содержащий информацию из информационных систем органов, предоставляющих государственные услуги, в котором к полномочиям МВД России также не отнесено предоставление сведений (информирование) об отказе в оформлении и выдаче паспорта.
Таким образом, пункт 241 Административного регламента, закрепляющий, что результатом административной процедуры является выдача паспорта многофункциональным центром заявителю либо информирование заявителя об отказе в оформлении и выдаче ему паспорта, не противоречит приведенным законоположениям.
В свою очередь, пункты 239 и 240 Административного регламента в целях реализации статьи 16 Федерального закона N 114-ФЗ предусматривают информирование подразделением по вопросам миграции территориального органа МВД России многофункционального центра о наличии такого уведомления с тем, чтобы многофункциональный центр сообщил заявителю о возможности его получения в территориальном органе МВД России.
Предписанное пунктами 22, 165, 166, 239, 240 и 241 Административного регламента правовое регулирование осуществлено МВД России в пределах его дискреционных полномочий, предоставленных федеральным законодателем, и само по себе не может нарушать права административного истца в упомянутом им аспекте.
Анализ оспариваемых нормативных положений Административного регламента позволяет сделать вывод, что они отвечают общеправовым критериям определенности, ясности и не допускают неоднозначного толкования.
Федерального закона или нормативного правового акта, устанавливающих иное правовое регулирование и вступающих в противоречие с оспариваемыми нормами, не имеется.
Как следует из содержания административного искового заявления, требование административного истца о признании оспариваемых пунктов Административного регламента недействующими фактически основано на его несогласии с действиями и решениями должностных лиц при предоставлении государственной услуги по замене паспорта и многофункционального центра, однако проверка законности и обоснованности таких действий и решений не входит в предмет настоящего административного дела.
Доводы административного истца, по сути, сводятся к несогласию с действующим правовым регулированием и к целесообразности его изменения, что не отнесено к компетенции Верховного Суда Российской Федерации. При разрешении дел в порядке абстрактного нормоконтроля (проверка законности нормативного правового акта вне связи с нарушением прав конкретного лица) Верховный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права, а вопросы о целесообразности того или иного варианта регулирования с точки зрения необходимости внесения изменений в нормативный правовой акт не рассматривает.
С учетом того, что оспариваемые нормативные положения соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав и законных интересов административного истца в упоминаемых им аспектах, согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявленное требование не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления К.С. о признании частично недействующими пунктов 22, 165, 166, 239, 240 и 241 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 марта 2021 г. N 186, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ