ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 октября 2021 г. N АКПИ21-612

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре Г.,

с участием прокурора Власовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Тернейлес" о признании частично недействующим пункта 225.1 Разъяснений о классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных товаров, утвержденных приказом Федеральной таможенной службы от 14 января 2019 г. N 28,

установил:

приказом Федеральной таможенной службы (далее также - ФТС России) от 14 января 2019 г. N 28 (далее - Приказ) утверждены Разъяснения о классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных товаров (далее - Разъяснения). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 16 апреля 2019 г., регистрационный номер 54388, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 16 апреля 2019 г.

Согласно подпункту 225.1 пункта 225, внесенного в Разъяснения приказом ФТС России от 7 декабря 2020 г. N 1068, зарегистрированным в Минюсте России 29 марта 2021 г. под N 62908 и опубликованным на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 30 марта 2021 г., бревна хвойных пород, классифицируемые в подсубпозициях 4403 21 110 0, 4403 23 110 0, 4403 23 910 0 и 4403 25 910 0 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), отличаются следующими характеристиками (абзац первый): цилиндрической формы, с ровной текстурой древесины, без существенного изгиба (допускается с отношением стрелы прогиба в месте наибольшего искривления к длине сортимента не более 3% для простой кривизны и 1,5% для сложной), диаметром в наименьшем сечении не менее 15 см и длиной более 1 метра, сучья должны быть срезаны (обрублены) вровень с поверхностью бревна (допускаются сучки высотой не более 2 см от поверхности неокоренного бревна), без наружной трухлявой гнили (абзац второй).

Открытое акционерное общество "Тернейлес" (далее - Общество), экспортирующее лесопродукцию, классифицируемую по указанным кодам ТН ВЭД ЕАЭС, обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим указанного положения Разъяснений в той части, в которой в качестве отличительной характеристики бревен хвойных пород, классифицируемых в подсубпозициях 4403 21 110 0, 4403 23 110 0, 4403 23 910 0 и 4403 25 910 0 ТН ВЭД ЕАЭС, приводится диаметр в наименьшем сечении не менее 15 см. По мнению административного истца, Разъяснение в оспариваемой части противоречит единой ТН ВЭД ЕАЭС, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54, относящей к указанным кодам соответствующие бревна с размером наибольшего поперечного сечения 15 см и более и не содержащей указание на наименьшее поперечное сечение или наименьший диаметр бревен, а также Пояснениям к единой ТН ВЭД ЕАЭС в редакции от 6 октября 2020 г. (том VI. Разделы I - XXI. Группы 01 - 97), согласно которым к подсубпозициям с указанными в оспариваемой норме кодами группы 44 "Древесина и изделия из нее; древесный уголь" содержатся пояснения: пиловочник характеризуется следующими физическими свойствами: бревно цилиндрической формы, с ровной текстурой древесины, без существенного изгиба; диаметром не менее 15 см. Как считает административный истец, поскольку данные коды применяются согласно единой ТН ВЭД только к бревнам с наибольшим поперечным сечением 15 см и более, то пояснение по данным кодам также подлежит применению к наибольшему диаметру бревен. Не соответствует оспариваемое положение Разъяснений, по утверждению административного истца, и пункту 3.2 "ГОСТ 32594-2013. Межгосударственный стандарт. Лесоматериалы круглые. Методы измерений", введенному в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2013 г. N 2413-ст, определяющему, что бревном является круглый лесоматериал определенной длины и диаметра в соответствии с назначением, и пункту 3.3 "ГОСТ 9463-2016. Межгосударственный стандарт. Лесоматериалы круглые хвойных пород. Технические условия", введенному в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 сентября 2016 г. N 1255-ст, который в зависимости от назначения круглые лесоматериалы делит на пиловочник с диаметром в верхнем (он же наименьший) торце от 14 см, фанерное бревно - от 18 см и балансы - от 6 см. Исходя из взаимосвязанных положений указанных стандартов, административный истец считает, что бревна (они же круглые лесоматериалы) в зависимости от назначения могут быть наименьшим диаметром от 6 см, а данные и/или иные нормативно-технические документы не предусматривают отнесение к бревнам круглых лесоматериалов с наименьшим диаметром не менее 15 см.

В обоснование требования административный истец указал, что до внесения в Разъяснения приказом ФТС России от 7 декабря 2020 г. N 1068 изменений к категории "бревна" (коды ТН ВЭД 4403 23 9100, 4403 25 9100) относились лесоматериалы пород ель, пихта и лиственница с размером наибольшего поперечного сечения 15 см и более (в настоящем случае бревна с сечением в верхнем (наименьшем) отрезе 11 см и более). На этом основании Общество получило лицензии по квотам для реализации круглых лесоматериалов хвойных пород (коды ТН ВЭД 4403239100, 4403239100 и 4403259100) на экспорт в объеме 717 000 кб. м на 2021 год. Однако после вступления в силу приказа ФТС России от 7 декабря 2020 г. N 1068 лесоматериалы круглые, имеющие более 15 см в наибольшем сечении, но менее 15 см в наименьшем сечении, должны быть отнесены к позиции "прочие" (коды ТН ВЭД 4403 23 9900, 4403 25 9900). На товары с данными кодами ТН ВЭД лицензии Общество не получало. Внести изменения в лицензии Обществу не представляется возможным в связи с действующим правовым регулированием. В настоящее время административный истец не имеет возможности реализовать по полученным ранее квотам в соответствии с выданными лицензиями лесопродукцию диаметром от 11 до 14 см в наименьшем сечении, что составляет 60% от объема реализации хвойных круглых лесоматериалов. Реализация указанных товаров без применения льготы по квоте облагается таможенной пошлиной в размере 80% от таможенной стоимости, что делает фактически невозможным экспорт хвойных круглых лесоматериалов с диаметром наименьшего поперечного сечения менее 15 см.

В судебном заседании представитель административного истца К.С. поддержал административное исковое заявление.

В письменных возражениях на административное исковое заявление административный ответчик ФТС России и заинтересованное лицо Минюст России указали, что Разъяснения изданы федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемое нормативное положение соответствует действующему законодательству Российской Федерации и Евразийского экономического союза, не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца.

Представители ФТС России Б. и К.К. возражали против удовлетворения административного иска.

Минюст России заявил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Выслушав стороны, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей заявленное требование не подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Таможенное регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами Российской Федерации, включая Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (далее - Кодекс Союза), и актами, составляющими право Союза (далее - международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее - Договор о Союзе) и законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ).

Согласно пункту 6 статьи 21 Кодекса Союза в целях обеспечения единообразного применения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенные органы, определенные законодательством государств - членов ЕАЭС о таможенном регулировании, могут принимать решения и давать разъяснения о классификации отдельных видов товаров в порядке, установленном законодательством государств - членов ЕАЭС о таможенном регулировании. Таможенные органы обеспечивают публикацию таких решений и разъяснений. Указанные решения и разъяснения являются обязательными при классификации товаров на территории государства-члена, таможенным органом которого они приняты.

Частью 1 статьи 19 Федерального закона N 289-ФЗ определено, что в целях обеспечения единообразного применения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенными органами федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, издает разъяснения о классификации отдельных видов товаров.

Таким органом в соответствии с Положением о Федеральной таможенной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. N 809 (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2021 г. N 636), и Положением о Федеральной таможенной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2021 г. N 636, является ФТС России.

Таким образом, Разъяснения изданы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в целях реализации требований федерального закона, Кодекса Союза и в пределах предоставленных такому органу полномочий. Порядок принятия, государственной регистрации и опубликования нормативного правового акта соблюден.

Полномочия ФТС России на принятие оспариваемого нормативного правового акта подтверждены вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 9 июня 2020 г. N АКПИ20-72.

Приказом ФТС России от 7 декабря 2020 г. N 1068 в Разъяснения были внесены изменения путем их дополнения подпунктом 225.1 пункта 225.

Названный пункт был сформирован на основании предложения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, направленного в ФТС России письмом от 17 июля 2020 г. N ЕВ-50393/08 в целях установления четких критериев балансовой древесины и пиловочного сырья.

Оспариваемое нормативное положение не противоречит праву ЕАЭС, включая требования Основных правил интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, и законодательству Российской Федерации.

Частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Разъяснения изданы в целях выработки единообразных подходов по классификации товаров в соответствии ТН ВЭД ЕАЭС при совершении таможенных операций и таможенного контроля товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 20 Кодекса Союза установлено, что декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.

На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 20 Кодекса Союза таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС о таможенном регулировании.

В силу статьи 19 Кодекса Союза товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики (пункт 1).

Международная Конвенция по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Брюссель, 14 июня 1983 г.) (далее также - Конвенция, Гармонизированная система) возлагает на Российскую Федерацию как государство - участника этого международного договора обязанность обеспечивать соответствие применяемых таможенно-тарифных и статистических номенклатур Гармонизированной системе (статья 3).

Обязательность применения Гармонизированной системы в Российской Федерации, кроме того, вытекает из пункта 2 статьи 25 Договора о Союзе, согласно которому Гармонизированная система является основой ТН ВЭД.

Применение Гармонизированной системы включает в себя обязательное использование ее Основных правил интерпретации (далее - ОПИ) (пункт 1 статьи 3 Конвенции).

В целях обеспечения единообразия толкования ТН ВЭД при классификации товаров решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. N 522 принято Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров (далее - Положение N 522), которым даны использованные в нем определения и термины, определен порядок и последовательность применения ОПИ, предназначенных для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне исходя из места товаров в ТН ВЭД, определяемого группами, подгруппами, товарными позициями, субпозициями и подсубпозициями товаров с учетом описания таких групп, подгрупп, товарных позиций, субпозиций и подсубпозиций, вытекающего из признаков товаров и их функционального назначения.

В Положении N 522 указано, что под классификационной группировкой понимается поименованная в ТН ВЭД совокупность товаров, имеющих общие признаки. Общие признаки товаров, входящих в классификационные группировки, определяются на основании признаков, указанных в их наименованиях, с учетом признаков, указанных в непосредственно вышестоящих классификационных группировках и примечаниях, содержащихся в ТН ВЭД (пункт 2.1).

Пунктом 6 Положения N 522 установлено, что ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).

Для субпозиций и подсубпозиций товаров их классификация определяется также количеством дефисов, стоящих перед наименованием товаров. Для товаров одного уровня количество дефисов в субпозициях (подсубпозициях) является одинаковым (один, два или три дефиса). При этом следует учитывать последовательность размещения товаров в порядке возрастания количества дефисов в субпозициях (подсубпозициях) в рамках одной товарной позиции.

Классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется по Правилам, изложенным в ОПИ (приложение к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54).

Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ.

В силу Правила 1 ОПИ ТН ВЭД названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам, а также с учетом основных критериев для классификации в соответствии с материалом изделия и основными функциями товара.

Из содержания ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС следует, что для применения ОПИ существует приоритетность правил.

Для таможенных целей правовое значение имеют только те описания классифицируемого товара, которые содержатся в Гармонизированной системе описания и кодирования товаров.

Если при применении правила 1 определяется товарная позиция (четыре первых знака классификационного кода товара), то необходимость в применении последующих Правил 2 - 5 ОПИ ТН ВЭД отсутствует, а для дальнейшей классификации товара на уровне товарной подсубпозиции (5 и последующие знаки классификационного кода товара) применяется Правило 6 ОПИ ТН ВЭД.

Правилом 6 ОПИ предусмотрено, что для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей этого правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.

Таким образом, при классификации товара предпочтение отдается той товарной позиции, которая дает более полное описание товара, отображая его технические характеристики, функциональное назначение, область применения. Все эти обстоятельства оцениваются в совокупности.

Исходя из положений статей 6, 7, 8 Конвенции, в целях обеспечения единообразной интерпретации и применения Гармонизированной системы Российская Федерация взяла на себя обязательства использовать Пояснения к Гармонизированной системе, разработанные Комитетом по Гармонизированной системе, состоящим из представителей каждой договаривающейся стороны.

Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, позволяющие единообразно толковать тексты товарных позиций ТН ВЭД ЕАЭС, являются переводом с английского языка Пояснений к Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, при этом в Пояснениях к ТН ВЭД ЕАЭС сохранена разбивка материала по томам, принятая в оригинале (в Пояснениях к Гармонизированной системе).

В силу статей 6, 7, 8 Конвенции Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, содержащие толкование текстов позиций ТН ВЭД ЕАЭС, подлежат непосредственному применению в целях использования ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС.

ТН ВЭД ЕАЭС является нормативным правовым документом, имеющим юридическую силу международного договора.

Российская Федерация, являясь участницей Конвенции, выполняет обязательства, установленные Конвенцией, в том числе применяет для классификации товаров по ТН ВЭД установленные Конвенцией Основные правила интерпретации.

Применение при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС и Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС регламентировано Рекомендацией Евразийской экономической Комиссии от 7 ноября 2017 г. N 21 (далее - Рекомендация ЕЭК).

Из Рекомендации ЕЭК следует, что Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС являются вспомогательным рабочим материалом, призванным обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД ЕАЭС.

Пояснения содержат толкование содержания позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.

Согласно тексту товарной позиции 4403 ТН ВЭД ЕАЭС и пояснениям к ней в нее включаются лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой, или заболонью, или грубо окантованные, или неокантованные.

Пояснениями к товарной позиции 4403 ТН ВЭД ЕАЭС (том VI) определены характеристики товара "бревна", подлежащего классификации в подсубпозициях 4403 21 110 0, 4403 21 910 0, 4403 23 110 0, 4403 23 910 0, 4403 25 910 0, 4403 91 100 0, 4403 93 100 0, 4403 95 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС.

Исходя из данных пояснений товар "бревна" подсубпозиций 4403 21 110 0, 4403 21 910 0, 4403 23 110 0, 4403 23 910 0, 4403 25 910 0, 4403 91 100 0, 4403 93 100 0, 4403 95 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС означает пиловочник, характеризующийся следующими физическими свойствами: бревно цилиндрической формы, с ровной текстурой древесины, без существенного изгиба, диаметром не менее 15 см.

В перечне кодов ТН ВЭД ЕАЭС, на которые распространяется термин "бревна" согласно Пояснениям к товарной позиции 4403 ТН ВЭД ЕАЭС, присутствует код 4403 95 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС.

В субпозиции 4403 95 000 ТН ВЭД ЕАЭС классифицируются лесоматериалы "из березы (Betula spp.), с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более".

Вместе с тем согласно ТН ВЭД ЕАЭС в подсубпозицию 4403 95 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС включаются "лесоматериалы "из березы (Betula spp.) с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более: бревна диаметром наименьшего поперечного сечения не менее 15 см длиной не менее 1 м".

Таким образом, бревна из березы, классифицируемые в подсубпозиции 4403 95 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС, имеют три обязательные характеристики: размер наибольшего поперечного сечения 15 см или более, диаметр наименьшего поперечного сечения не менее 15 см, длина не менее 1 м.

Данные характеристики корреспондируют Пояснениям (том VI) к товарной позиции 4403 ТН ВЭД ЕАЭС, в том числе в части "диаметра не менее 15 см".

Следовательно, лесоматериалы, классифицируемые в позициях ТН ВЭД ЕАЭС как "бревна", имеют диаметр не менее 15 см (наибольшего и наименьшего поперечного сечения).

При изложенных обстоятельствах доводы административного истца не соответствуют приведенным положениям как ТН ВЭД ЕАЭС, так и Пояснениям к ТН ВЭД ЕАЭС, а подпункт 225.1 пункта 225 Разъяснений не изменяет подходов классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС и не противоречит положениям Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 N 54 и Пояснениям к ТН ВЭД ЕАЭС, рекомендованным к применению Рекомендацией ЕЭК.

Утверждение административного истца о несоответствии оспариваемой нормы Разъяснений указанным им ГОСТ является несостоятельным.

ГОСТ не являются нормативными источниками классификации товаров, в связи с чем не подлежат применению для целей классификации в сфере таможенных правоотношений. ТН ВЭД ЕАЭС не устанавливает качественных характеристик товаров в соответствии с ГОСТ, другими нормативными актами, а также межгосударственными стандартами.

Классификация товаров осуществляется исключительно в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, Основными правилами интерпретации, применяемыми с учетом Примечаний и Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС.

Доводы административного истца о невозможности использования лицензии по квотам для реализации круглых лесоматериалов хвойных пород на экспорт по причине внесенных в Приказ изменений не могут служить основанием для признания оспариваемого положения Разъяснений недействующим в силу отсутствия в нем противоречий актам большей юридической силы.

Принимая во внимание, что подпункт 225.1 пункта 225 Разъяснений не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, на основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления открытого акционерного общества "Тернейлес" о признании частично недействующим пункта 225.1 Разъяснений о классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных товаров, утвержденных приказом Федеральной таможенной службы от 14 января 2019 г. N 28, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА