ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 июля 2021 г. N АКПИ21-410

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., Назаровой А.М.,

при секретаре Б.,

с участием прокурора Власовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К. о признании частично недействующим пункта 1 требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 439,

установил:

согласно пункту 1 требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества (далее также - Требования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 439, Требования применяются к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году за использование недвижимого имущества по договорам аренды недвижимого имущества, которые заключены до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации и арендаторами по которым являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Гражданин К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующим пункта 1 Требований, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат подпункту 7 пункта 1 статьи 1, статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации, ограничивают круг субъектов, имеющих право на предоставление отсрочки внесения платы по договорам использования недвижимого имущества, нарушают права лиц, использующих земельные участки для размещения объекта услуг без предоставления земельного участка, не раскрывают перечень таких объектов. Также в обоснование своей позиции приводит апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2018 г. N 2-АПГ18-1, письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 июля 2020 г. N ОГ-Д27-19649.

Как указывает административный истец, постановлением мэрии г. Череповца от 8 мая 2020 г. N 1887 установлены меры поддержки арендаторов муниципального имущества и земельных участков, а также владельцев нестационарных объектов. К. заключил с Комитетом по управлению имуществом г. Череповца договор от 23 января 2020 г. N 4996 о размещении объекта услуг - сезонных аттракционов. При обращении в мэрию г. Череповца за предоставлением отсрочки платы за размещение объекта услуг на земельном участке получил ответ от 30 июня 2020 г. N 01-01-47/ОГ-1056 о том, что постановление мэрии г. Череповца от 8 мая 2020 г. N 1887 не распространяется на правоотношения по размещению сезонных аттракционов. Аналогичный ответ дал Департамент имущественных отношений Вологодской области 21 декабря 2020 г. Постановлением мэрии г. Череповца N 6263 в редакции от 12 августа 2020 г. увеличена ставка арендной платы. К. в период действия ограничений, введенных государственными органами и органами местного самоуправления в связи со сложной эпидемиологической ситуацией в России, вынужден вносить плату с учетом увеличенной ставки арендной платы.

По мнению административного истца, право на размещение является схожим с правом аренды, в том числе по вопросу платы, и своей цели - использование земельного участка, поэтому лица, заключившие договор на размещение объекта без предоставления земельного участка должны иметь право на предоставление отсрочки/рассрочки платы и иных льгот, которые предусмотрены для лиц, заключивших договор аренды, в период действий ограничительных мер. Установление оспариваемым постановлением Правительства Российской Федерации льгот и права на отсрочку уплаты арендной платы для арендаторов ставит в неравное положение лиц, заключивших договор на размещение объекта услуг, имеющий схожую правовую природу с арендой.

Административный истец К. и его представитель по доверенности О. о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представитель О. подала в письменной форме дополнительные объяснения.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству экономического развития Российской Федерации (поручение от 31 мая 2021 г. N ДГ-П11-6944).

Представитель Правительства Российской Федерации Г. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителя административного ответчика Правительства Российской Федерации Г., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"). Аналогичные полномочия Правительства Российской Федерации содержались в статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", действовавшего на момент издания оспариваемого нормативного правового акта.

Частью 1 статьи 19 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" установлено, что в отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции названного выше закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта недвижимого имущества арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году. Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий с учетом положений пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 439 утверждены Требования.

Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 6 апреля 2020 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 13 апреля 2020 г., N 15 (часть IV).

Оспариваемые положения нормативного правового акта устанавливают сферу применения Требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы в отношении договоров аренды недвижимого имущества, которые заключены до принятия в 2020 г. органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, что соответствует части 1 статьи 19 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

Право на отсрочку уплаты арендной платы на основании части 1 статьи 19 данного Федерального закона имеют организации и индивидуальные предприниматели - арендаторы недвижимого имущества, за исключением жилых помещений, по договорам аренды, заключенным до принятия органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации указанного в этой норме решения, которые осуществляют деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Аналогичное толкование приведенных норм права дано Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в утвержденном 30 апреля 2020 г. "Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".

Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта подпункту 7 пункта 1 статьи 1, статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1, пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, одной из форм которой является арендная плата, тогда как предметом правового регулирования пункта 1 Требований является определение сферы применения данного нормативного правового акта.

Что касается ссылок административного истца на то, что лица, заключившие договор на размещение объекта без предоставления земельного участка должны иметь право на предоставление отсрочки/рассрочки платы и иных льгот, которые предусмотрены для лиц, заключивших договор аренды, в период действия ограничительных мер, то пункт 1 Требований не определяет круг субъектов, имеющих право на предоставление отсрочки внесения платы по договорам использования недвижимого имущества, и не ограничивает право лиц на обращение в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления К. о признании частично недействующим пункта 1 требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 439, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
И.Д.АБАКУМОВА
А.М.НАЗАРОВА