ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 февраля 2021 г. N АКПИ20-981

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., Назаровой А.М.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Засеевой Э.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Б. о признании частично недействующим пункта 4 Правил ведения реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 403,

установил:

согласно пункту 4 Правил ведения реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства (далее - Правила), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации вносит изменения в реестр описаний процедур: в отношении процедур, включенных в раздел I перечня процедур, - не позднее 10 рабочих дней со дня внесения изменений в перечень процедур в связи с принятием федерального закона, нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти, предусматривающих изменение сведений, указанных в пункте 3 Правил; в отношении процедур, включенных в раздел II перечня процедур, - не позднее 10 рабочих дней со дня получения от высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации сведений, представленных в соответствии с пунктом 3.1 Правил.

Гражданин Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующим пункта 4 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат части 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части обязанности Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации вносить изменения в реестр описаний процедур без установления соответствующих особенностей осуществления градостроительной деятельности в субъекте Российской Федерации или муниципальном образовании и нарушают его право на свободное осуществление деятельности по строительству.

Как указывает административный истец, он является арендатором земельного участка для строительства многоквартирного дома по ул. <...> в г. <...>, где введена процедура согласования архитектурно-градостроительного облика объекта. В Правилах отсутствует процедура проверки Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации при внесении изменений в реестр описаний процедур особенностей осуществления градостроительной деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации или муниципальном образовании.

По мнению административного истца, толкование пункта 4 Правил, как обязывающего Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации внести изменения в реестр описаний процедур при отсутствии в субъекте Российской Федерации или муниципальном образовании особенностей осуществления градостроительной деятельности подтверждается абзацем вторым письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 мая 2020 г. N 17884-ТК/01. Полагает, что незаконность введения в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании соответствующей процедуры без контроля со стороны федеральных органов исполнительной власти также подтверждается и Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 14 сентября 2017 г. N 78-АПГ17-12, от 16 мая 2018 г. N 14-АПГ18-8.

Административный истец Б. надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, своего представителя в суд не направил.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 28 декабря 2020 г. N ДГ-П16-17285).

Представитель Правительства Российской Федерации П. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права административного истца в области строительства.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителя административного ответчика Правительства Российской Федерации П., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").

Согласно части 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утверждает исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований, порядок внесения изменений в данные перечни, порядок ведения реестра описаний процедур, указанных в данных перечнях.

Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации постановлением от 30 апреля 2014 г. N 403 утвердило Правила (действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 94).

Оспариваемый нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 7 мая 2014 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 12 мая 2014 г., N 19.

Правила устанавливают порядок ведения реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 403 "Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства" (пункт 1 Правил).

Положения пункта 4 Правил, предусматривающие полномочия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по внесению в десятидневный срок изменений в реестр описаний процедур, включенных в раздел I перечня, в связи с принятием федерального закона, нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти, включенных в раздел II перечня, в связи с принятием нормативного правового акта субъекта Российской Федерации или муниципального правового акта, соответствуют законодательству о градостроительной деятельности и не нарушают права административного истца.

В соответствии с пунктом 7.4 части 1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относится утверждение исчерпывающих перечней процедур, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, индивидуальными предпринимателями, организациями в отношении физических и юридических лиц, являющихся субъектами градостроительных отношений, в целях подготовки такими физическими и юридическими лицами документации по планировке территории, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также порядка ведения реестра описаний процедур, указанных в данных перечнях. В данные перечни с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) могут быть включены процедуры, предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. Данная норма не предусматривает полномочий органа государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности при ведении реестра осуществлять проверку нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

Ссылки административного истца на противоречие оспариваемых положений нормативного правового акта письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 мая 2020 г. N 17884-ТК/01, а также позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определениях от 14 сентября 2017 г. N 78-АПГ17-12, от 16 мая 2018 г. N 14-АПГ18-8, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта проверяет его на предмет соответствия иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Порядок ведения реестра описаний процедур, который обеспечивается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, не может нарушать права административного истца на осуществление деятельности по строительству здания.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Б. о признании частично недействующим пункта 4 Правил ведения реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 403, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ
А.М.НАЗАРОВА