ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 июля 2020 г. N АКПИ20-270

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре Г.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению П. о признании недействующими абзаца третьего пункта 7.15.3 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@, таблицы 4.31 в части и таблицы 4.95 раздела 4 требований к составу и структуре файла, содержащего сведения из Единого государственного реестра юридических лиц, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 12 января 2017 г. N ММВ-7-6/8@,

установил:

пунктом 4 приказа Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (далее - Приказ N ММВ-7-6/25@) утверждены Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, согласно приложению N 20 к данному приказу (далее - Требования к оформлению документов). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 14 мая 2012 г., N 24139, и опубликован 29 октября 2012 г. в издании "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 44.

Раздел VII Требований к оформлению документов содержит требования к оформлению заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (форма N Р14001).

Согласно абзацу третьему пункта 7.15.3 названного раздела в пункте 3.7 формы N Р14001 указывается номер телефона, по которому может осуществляться связь с физическим лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Пунктом 1 приказа Федеральной налоговой службы от 12 января 2017 г. N ММВ-7-6/8@ "Об утверждении требований к составу и структуре файлов, содержащих сведения из единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, предоставляемых ФНС России в соответствии с положениями Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Приказ N ММВ-7-6/8@) утверждены требования к составу и структуре файла, содержащего сведения из Единого государственного реестра юридических лиц (версия 4.05), согласно приложению N 1 к данному приказу (далее - Требования к составу и структуре файла).

Разделом 4 названных требований установлен перечень структурных элементов логической модели файла обмена, приведенный в таблицах 4.1 - 4.110.

Таблица 4.31 включает сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (СведДолжнФЛ), в числе элементов которых в строке пятой указан элемент, имеющий наименование "сведения о контактном телефоне ФЛ", его сокращенное наименование (код) - СвНомТел, состав элемента представлен в таблице 4.95, содержащей сведения о контактном телефоне.

Приказом Федеральной налоговой службы от 9 июля 2020 г. N БС-7-14/436@ "О внесении изменений в приказ ФНС России от 12 января 2017 г. N ММВ-7-6/8@" в целях уточнения состава предоставляемых в соответствии со статьями 6, 7 и 11 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в приложение N 1 "Требование к составу и структуре файла, содержащего сведения из Единого государственного реестра юридических лиц (версия 4.05)", утвержденное Приказом N ММВ-7-6/8@, внесены изменения, согласно которым указанное приложение изложено в новой редакции, где в таблице 4.31 отсутствуют указания о контактном телефоне лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также отсутствуют ссылка на таблицу 4.95 и сама таблица с наименованием "Сведения о контактном телефоне (СвНомТелТип)".

П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими абзаца третьего пункта 7.15.3 Требований к оформлению документов, таблицы 4.31 в части, предусматривающей указание сведений о контактном телефоне лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и таблицы 4.95 Требований к составу и структуре файла, ссылаясь на то, что оспариваемые положения противоречат пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), содержащему исчерпывающий перечень сведений, подлежащих включению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), в котором сведения о контактном телефоне лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, отсутствуют, а возможность расширения данного перечня Федеральный закон N 129-ФЗ не допускает.

В обоснование своего требования административный истец указал, что в 2016 году был избран председателем правления жилищно-строительного кооператива, в связи с чем для внесения изменений в ЕГРЮЛ обратился в налоговый орган с заявлением по форме N Р14001, при заполнении которой указал личный номер телефона, который впоследствии был им обнаружен размещенным в свободном доступе на сайтах в сети "Интернет", предоставляющих возмездный и (или) безвозмездный доступ к информации о юридических лицах. Учитывая неправомерное использование его персональных данных, административный истец обратился с заявлением в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор) для привлечения к ответственности лиц, виновных в незаконном распространении его персональных данных, в ответ на которое Роскомнадзор со ссылкой на пункт 7.15.3 Требований к оформлению документов сообщил, что нарушений законодательства и оснований для приятия мер реагирования, в том числе для направления требования об удалении номера телефона, не выявлено, а определением территориального управления Роскомнадзора отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении налогового органа за нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Административный истец, принимавший участие в судебном заседании с использованием веб-конференции, просил удовлетворить заявленное требование.

В письменных возражениях на административный иск административный ответчик Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) указала, что приказы изданы уполномоченными органами исполнительной власти с соблюдением порядка принятия и введения их в действие, в оспариваемой части не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы административного истца.

В судебном заседании представитель ФНС России Т. поддержал изложенную в возражениях правовую позицию и просил отказать в удовлетворении административного иска.

В письменных объяснениях по административному исковому заявлению заинтересованное лицо Минюст России указал, что положение абзаца третьего пункта 7.15.3 Требований к оформлению документов нуждается в доработке в связи с тем, что, закрепляя необходимость указания номера телефона физического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, при заполнении раздела 3 "Сведения, подлежащие внесению в Единый государственный реестр юридических лиц" листа К формы заявления "Сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица", оспариваемая норма фактически расширяет перечень сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, предусмотренный подпунктом "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ, что, в свою очередь, не соответствует предмету правового регулирования Требований к оформлению документов.

В судебном заседании представитель Минюста России Д. просила удовлетворить требование административного истца о признании недействующим абзаца третьего пункта 7.15.3 Требований к оформлению документов в связи с тем, что Приказ N ММВ-7-6/8@ в Минюст России на государственную регистрацию не представлялся, представитель Минюста России правовой позиции по требованию о частичном оспаривании данного приказа не выразил.

Выслушав стороны, заинтересованное лицо, проверив соответствие оспариваемых положений приказов ФНС России нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом N 129-ФЗ, который предусматривает, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1.1 статьи 9). В силу положений пункта 1.2 статьи 9 названного закона формы необходимых для государственной регистрации заявления, уведомления или сообщения, представляемых в регистрирующий орган, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506, является ФНС России, которая вправе утверждать формы заявлений, уведомлений, сообщений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (пункт 5.9.38), и требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (пункт 5.9.39).

Следовательно, Приказ N ММВ-7-6/25@, утвердивший Требования к оформлению документов, издан полномочным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением порядка и введения его в действие.

Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ установлен перечень сведений и документов, которые содержатся в ЕГРЮЛ.

Согласно подпункту "л" указанной нормы закона в ЕГРЮЛ содержатся: фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии. Сведения о телефонах физических лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридических лиц, не подлежат обязательному включению в состав сведений названного реестра.

Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 129-ФЗ, а также с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах" (абзац первый пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 129-ФЗ).

Ввиду того, что сведения о телефонах физических лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридических лиц, не подлежат обязательному включению в состав сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, такие сведения не являются общедоступными.

Требования к оформлению документов утверждены ФНС России в соответствии с положениями пунктов 1.1 и 1.2 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ, определяющими порядок представления документов при государственной регистрации.

Для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 2 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ).

Приказом N ММВ-7-6/25@ утверждена форма N Р 14001 и требования по ее заполнению. На листе К заявления содержится строка "контактные данные", после которой указана строка "контактный телефон". Абзац третий пункта 7.15.3 Требований к оформлению документов указывает на внесение в форму N Р 14001 номера телефона, по которому может осуществляться связь с физическим лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, что предполагает предоставление контактного телефона лица, представляющего орган управления юридического лица, для обеспечения с ним взаимодействия, а не номера телефона этого лица, используемого в личных целях.

Состав сведений о государственной регистрации, размещаемых на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru), установлен приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 декабря 2013 г. N 115н "Об утверждении состава сведений о государственной регистрации юридического лица, крестьянского (фермерского) хозяйства, физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, подлежащих размещению на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет, и порядка их размещения" (далее - Приказ Минфина N 115н). К таким сведениям номер телефона не относится, что подтверждается представленной административным истцом в материалы дела выпиской из ЕГРЮЛ в отношении жилищно-строительного кооператива "Дубрава", в которой какие-либо номера телефонов отсутствуют.

Таким образом, положение абзаца третьего пункта 7.15.3 Требований к оформлению документов о необходимости указания контактного номера телефона в форме N Р 14001, представляемой в регистрирующий орган, не противоречит нормам Федерального закона N 129-ФЗ и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Не содержит таких противоречий и Приказ N ММВ-7-6/8@, утвердивший Требования к составу и структуре файла.

Данный документ описывает требования к XML-файлам передачи данных (далее - файлам обмена) налоговыми органами местного, регионального и федерального уровня в электронном виде сведений из ЕГРЮЛ органам государственной власти, иным государственным органам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления (пункт 1.1 Требований к составу и структуре файла).

Из содержания приказа N ММВ-7-6/8@ усматривается, что он не устанавливает, не изменяет и не отменяет правовых норм, обязательных для неопределенного круга лиц, содержит описание файла обмена, включающее общие сведения по файлу обмена, его логическую модель, перечень ее структурных элементов, которые приводятся в таблицах 4.1 - 4.110, содержащих сведения из ЕГРЮЛ.

Следовательно, названный приказ нормативным правовым актом не является.

В таблице 4.31 перечня структурных элементов логической модели файла обмена (в ранее действующей версии 4.05) элемент "сведения о контактом телефоне лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица" в графе "признак обязательности элемента" имеет символ "Н", что в силу пункта 2.2 Требований к составу и структуре файла обозначает "присутствие элемента в файле обмена необязательно".

Принимая во внимание, что Приказ N ММВ-7-6/25@ и Приказ N ММВ-7-6/8@ в оспариваемой части не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, в удовлетворении заявленного требования следует отказать.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления П. о признании недействующими абзаца третьего пункта 7.15.3 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@, таблицы 4.31 в части и таблицы 4.95 раздела 4 требований к составу и структуре файла, содержащего сведения из Единого государственного реестра юридических лиц, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 12 января 2017 г. N ММВ-7-6/8@, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА