ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 июля 2020 г. N АКПИ20-253

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., Назаровой А.М.,

при секретаре Г.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С.Д. об оспаривании пункта 43 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. N 1764,

установил:

согласно пункту 43 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. N 1764, на основании соответствующего волеизъявления владельца транспортного средства, содержащегося в заявлении о проведении регистрационного действия, регистрируемому или ранее зарегистрированному за ним транспортному средству может быть присвоен государственный регистрационный номер, сохраненный за данным владельцем транспортного средства, при условии соблюдения требования, предусмотренного пунктом 39 Правил. Присвоение сохраненного государственного регистрационного номера осуществляется любым регистрационным подразделением по месту обращения владельца транспортного средства.

Гражданин С.Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующим пункта 43 Правил в части установления условия для присвоения, сохраненного за владельцем государственного регистрационного номера предусмотренного пунктом 39 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют положениям Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статье 5 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и нарушают его права.

Как указывает административный истец, 21 марта 2020 г. госинспектором МОТНРЭР ГИБДД МВД России по Томской области ему отказано в проведении регистрационных действий с транспортным средством в связи с неуплатой государственной пошлины. Со слов выдавшего отказ госинспектора, государственная пошлина должна быть оплачена в размере 2850 руб., так как выдача государственного регистрационного знака, сданного ранее на хранение является обязательной, гражданин не вправе просить присвоения государственного регистрационного номера с этого знака на транспортное средство без выдачи этого знака.

По мнению административного истца, собственник транспортного средства при изменении регистрационных данных вправе выбрать, получать ли ему регистрационный знак после присвоения регистрационного номера в подразделении ГИБДД либо обратиться за его изготовлением в уполномоченную организацию. Полагает, что в оспариваемый пункт Правил заложено административное усмотрение должностного лица, что выражается в возможности отказывать в присвоении регистрационного номера транспортному средству по одному основанию, например, из-за неуплаты государственной пошлины, а в выдаче регистрационного знака по другому основанию, не указанному в Федеральном законе "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Административный истец С.Д. и его представитель надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, суд не известили о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству внутренних дел Российской Федерации (поручение от 30 апреля 2020 г. N МХ-П4-4583).

Представители Правительства Российской Федерации С.Ю., М. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного ответчика Правительства Российской Федерации С.Ю., М., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правительство Российской Федерации на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственную регистрацию транспортных средств осуществляют регистрационные подразделения регистрирующего органа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем, Правительство Российской Федерации постановлением от 21 декабря 2019 г. N 1764 утвердило Правила, которые устанавливают единый порядок государственной регистрации наземных самоходных устройств категорий "L", "M", "N" на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, предназначенных для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на них, а также прицепов (полуприцепов) подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которые возложена функция по регистрации транспортных средств.

Оспариваемый нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 26 декабря 2019 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 30 декабря 2019 г., N 52 (часть II).

Предусмотренное абзацем первым пункта 43 Правил условие о присвоении государственного регистрационного номера, сохраненного за владельцем транспортного средства, согласно цифровому коду региона места регистрации владельца транспортного средства, соответствует законодательству в сфере государственной регистрации транспортных средств и не нарушает права административного истца.

Регулируя вопросы организации государственной регистрации транспортных средств, Федеральный закон "О государственной регистрации транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в пункте 3 части 1 статьи 8 предусматривает право владельца транспортного средства на сохранение за собой присвоенного транспортному средству государственного регистрационного номера или передачу его с отчуждаемым транспортным средством, при этом новый владелец транспортного средства имеет право в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, принять транспортное средство с имеющимся государственным регистрационным номером либо заменить его при совершении регистрационного действия. При этом порядок и условия присвоения транспортному средству государственного регистрационного номера в силу части 5 статьи 10 названного Федерального закона определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно данному Федеральному закону государственный регистрационный номер транспортного средства - это индивидуальное буквенно-цифровое обозначение, присваиваемое транспортному средству регистрационным подразделением, а государственный регистрационный знак транспортного средства представляет собой изделие, изготовленное в соответствии с требованиями национального стандарта и содержащее государственный регистрационный номер транспортного средства (части 1 и 2 статьи 13).

Непосредственно присвоение сохраненного за владельцем транспортного средства государственного регистрационного номера не является регистрационным действием, предусмотренным частью 4 статьи 10 Федерального закона "О государственной регистрации транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В связи с чем установленное в пункте 43 Правил условие для присвоения сохраненного за владельцем государственного регистрационного номера со ссылкой на пункт 39 данных Правил, не может рассматриваться как отказ в совершении регистрационных действий.

Согласно пункту 39 Правил присвоение государственного регистрационного номера транспортного средства осуществляется в соответствии с цифровым кодом региона места регистрации владельца транспортного средства.

Осуществляя нормативно-правовое регулирование отношений государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона "О государственной регистрации транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вправе установить не только порядок, но и условия присвоения транспортному средству государственного регистрационного номера.

Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта Федеральному закону "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" являются несостоятельными.

Названный Федеральный закон коррупциогенными факторами признает положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции (статья 1).

В результате антикоррупционной экспертизы проекта оспариваемого нормативного правового акта, проведенной Министерством юстиции Российской Федерации 7 ноября 2019 г., в проекте Постановления коррупциогенные факторы не выявлены. Содержание пункта 43 Правил является определенным, неоднозначного толкования не допускает, правовую определенность и системность правового регулирования не нарушает, а также не устанавливает для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил и не содержит неопределенные, трудновыполнимые или обременительные требования к гражданам и организациям.

Из представленных административным истцом документов следует, что С.Д. было отказано в совершении регистрационных действий по внесению изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи с неуплатой государственной пошлины, то есть по основанию предусмотренному пунктом 2 части 5 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Оспариваемый пункт 43 Правил данные отношения не регламентирует и к административному истцу не применялся.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления С.Д. об оспаривании пункта 43 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. N 1764, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ
А.М.НАЗАРОВА