ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 мая 2019 г. N АКПИ19-132

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Борисовой Л.В.,

при секретаре Б.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" о признании частично недействующими пунктов 26.1, 28 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).

Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" (далее - ПАО "ТГК - 1") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующими пунктов 26.1, 28 приложения N 2 к Правилам, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют статье 8, части 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, частям 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", части 8 статьи 12, частям 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2017 г. N 2256-О, постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2018 г. N 30-П, и нарушают его экономические интересы, поскольку оно не имеет возможности получить плату за фактически поставленный в многоквартирный дом ресурс, израсходованный исполнителями коммунальных услуг на нужды оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а также повлиять на величину расходования тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения.

Как указывает административный истец, ПАО "ТГК - 1" является ресурсоснабжающей организацией - единой теплоснабжающей организацией в пределах ряда зон теплоснабжения на территории Санкт-Петербурга, поставляющей тепловую энергию и теплоноситель, в том числе организациям - исполнителям коммунальных услуг. Система теплоснабжения, посредством которой ПАО "ТГК - 1" осуществляет поставку тепловой энергии и теплоносителя, является открытой и в большинстве случаев двухтрубной. В данный момент времени существуют вступившие в силу решения суда, которыми отказано в удовлетворении требований ПАО "ТГК - 1" к ООО "ЖСК N 1 Центрального района", ООО "ЖСК N 2 Кировского района" о взыскании задолженности в части разницы между количеством тепловой энергии, израсходованной на нужды коммунальной услуги по горячему водоснабжению, зафиксированной общедомовыми приборами учета, и количеством тепловой энергии на подогрев горячего водоснабжения, определенным по нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.

В суде представители административного истца ПАО "ТГК - 1" И., М. поддержали заявленные требования и пояснили суду, что оспариваемые нормы нарушают экономические интересы ПАО "ТГК - 1", поскольку лишают его возможности получить плату за фактически поставленный в многоквартирные дома ресурс (тепловую энергию), израсходованную исполнителями коммунальных услуг на нужды оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При этом ПАО "ТГК - 1" не имеет возможности повлиять на величину расходования тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения, так как регулирование содержания тепловой энергии в составе горячей воды с целью обеспечения качества горячего водоснабжения (обеспечения соответствия температуры горячей воды в местах водоразбора нормативным требованиям) осуществляется на инженерно-техническом оборудовании внутри здания (внутридомовом оборудовании многоквартирного дома). Вместе с тем административный истец обязан нести расходы по обеспечению поставки тепловой энергии в адрес исполнителей коммунальных услуг в количестве и с качеством, позволяющим обеспечить предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (в том числе теплоноситель с температурой, позволяющей обеспечить нагрузку на цели отопления).

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 12 марта 2019 г. N КЧ-П9-1788).

Представители административного ответчика Правительства Российской Федерации П., О. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного истца ПАО "ТГК - 1" И., М., административного ответчика Правительства Российской Федерации П., О., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила (действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2019 г. N 184).

Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 30 мая 2011 г., N 22, "Российской газете" 1 июня 2011 г.

Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.

Приложение N 2 к Правилам определяет порядок расчета размера платы за коммунальные услуги. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 г. N 129 данное приложение дополнено разделом VII (действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 1498), которым определяется расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в i-м жилом помещении (жилом доме, квартире или нежилом помещении на общедомовые нужды, случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду, и разделом VIII, которым определяется расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в занимаемой им j-й комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение).

Согласно пункту 26.1 приложения N 2 к Правилам в случае отсутствия общего (квартирного) прибора учета горячей воды при наличии обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом помещении определяется по формуле 23.1:

Кпов - повышающий коэффициент, величина которого принимается равной 1,5. Этот коэффициент не применяется, если потребителем предоставлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета горячей воды, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт;

- объем потребленной за расчетный период в i-м жилом помещении горячей воды, определенный исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-ом жилом помещении;

Тхв - компонент на холодную воду, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение);

- объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом помещении, рассчитываемый как произведение и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;

ТТ/Э - компонент на тепловую энергию, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение).

В соответствии с пунктом 28 приложения N 2 к Правилам размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в j-й комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире определяется по формуле 25:

- объем горячей воды, приходящийся на j-ю комнату i-й коммунальной квартиры, рассчитанный по формуле 26:

- объем потребленной за расчетный период в i-й коммунальной квартире горячей воды, определенный в соответствии с пунктами 42 и 59 Правил;

nji - количество граждан, постоянно и временно проживающих в j-й принадлежащей потребителю (находящейся в его пользовании) комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире;

ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-й коммунальной квартире;

- объем (количество) потребленной за расчетный период в j-й комнате i-й коммунальной квартиры тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по формуле 27:

- объем (количество) потребленной за расчетный период в i-й коммунальной квартире тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенный в соответствии с пунктом 26 данного приложения;

ТХВ - компонент на холодную воду или теплоноситель, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение);

ТТ/Э - компонент на тепловую энергию, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение).

При отсутствии в i-й коммунальной квартире прибора учета горячей воды объем (количество) потребления в j-й комнате горячей воды и тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в j-й комнате i-й коммунальной квартиры, норматива потребления горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Величина формулы 23.1 устанавливает объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом помещении, рассчитываемый как произведение и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В соответствии с пунктом 28 приложения N 2 к Правилам размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в j-й комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире определяется по формуле 25. При отсутствии в i-й коммунальной квартире прибора учета горячей воды объем (количество) потребления в j-й комнате горячей воды и тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в j-й комнате i-й коммунальной квартиры, норматива потребления горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Величина формулы 23.1 учитывает объем потребленной горячей воды, определенный исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно в нем проживающих, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Следовательно, количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды.

Аналогичный порядок расчета предусмотрен пунктом 28 приложения N 2 к Правилам.

Предметом правового регулирования оспариваемых положений нормативного правового акта является расчет размера платы не за энергетический ресурс (тепловую энергию), учет которого предусмотрен соответствующим федеральным законом, а за коммунальную услугу по горячему водоснабжению.

Так, согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Установленный формулами 23.1 и 25 порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в случае отсутствия прибора учета горячей воды с учетом утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, соответствует части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающей применение нормативов потребления коммунальных услуг. Это также согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 10 июля 2018 г. N 30-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев третьего и четвертого пункта 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданина С.Н. Деминца".

Тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, так как коммунальным ресурсом в целях централизованного горячего водоснабжения многоквартирного дома является горячая вода. В связи с этим предусматривается распределение тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Какого-либо нормативного правового акта, который бы по-иному решал вопрос расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, не имеется.

Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации являются несостоятельными, поскольку согласно данной норме оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Правилами определен расчет размера платы пи горячему водоснабжению в случае отсутствия прибора учета горячей воды.

Порядок определения размера платы за коммунальные услуги федеральные законы "О теплоснабжении", "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не регулируют, следовательно, оспариваемые положения нормативного правового акта не могут им противоречить.

Что касается доводов административного истца о предъявлении к ПАО "ТГК - 1" исковых требований о взыскании суммы неосновательного обогащения, то данное обстоятельство не может рассматриваться как нарушение его прав и законных интересов, поскольку связано с применением арбитражным судом к спорным правоотношениям тех или иных норм права.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" о признании частично недействующими пунктов 26.1, 28 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО
Л.В.БОРИСОВА