ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 декабря 2018 г. N АКПИ18-987

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре К.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению С.Ю. о признании частично недействующим абзаца шестого пункта 3 Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 сентября 2009 г. N 540,

установил:

согласно абзацу шестому пункта 3 Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, при обращении гражданина за получением удостоверения и представлении документов о проживании в населенном пункте, включенном в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в период, не включающий день проведения ядерного испытания, оказавшего радиационное воздействие на жителей этого населенного пункта, уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает в организации, определяемой в соответствии с Правилами отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2004 г. N 634, заключение о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне по форме согласно приложению N 2 к названному Порядку.

Гражданин С.Ю. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующим абзаца шестого пункта 3 Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статьям 1, 5 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", поскольку препятствуют в реализации его прав на определение суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения, полученной им за период проживания в г. Семипалатинске Казахской ССР и Алтайском крае в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и, как следствие, в получении мер социальной поддержки.

Как указывает административный истец, он с членами его семьи проживал в г. Семипалатинске бывшей Казахской ССР в период с 24 апреля 1986 г. по 1 января 1991 г. С апреля по июнь 1986 г. проживал в Алтайском крае, где работал в должности охранника по сопровождению поездов в стрелковом отделении станции Локоть, согласно данным, отраженным в удостоверении и справке от 11 сентября 1996 г., получил радиационное облучение в размере от 7 до 35 бэр. Впоследствии у него развилась <...> болезнь II стадии, <...>. Письмом краевого государственного бюджетного учреждения "Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем" (далее также - КГБУ "НИИ РМЭП") от 11 августа 2016 г. N 02-01/226 отказано в удовлетворении запроса департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области об определении суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения, поскольку г. Семипалатинск не входит в перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 г. и 7 августа 1962 г., а период проживания в нем административного истца не входит в период радиационного воздействия, установленный Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".

Административный истец полагает, что ни государственный контракт, ни техническое задание к нему не содержат запретов или ограничений для выполнения КГБУ "НИИ РМЭП" запросов компетентных органов, а также граждан по определению суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения, полученной за период проживания в г. Семипалатинске бывшей Казахской ССР и Алтайском крае в результате ядерных испытаний.

По мнению административного истца, поскольку населенный пункт Локоть Локтевского района включен в перечень населенных пунктов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 г. N 162-р, он вправе ставить вопрос о признании его подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

В судебном заседании представитель административного истца С.Ю. по доверенности адвокат М. поддержал заявленные требования.

Представители административных ответчиков Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий И., А., Министерства юстиции Российской Федерации С.Л. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.

Выслушав объяснения представителей административного истца С.Ю. адвоката М., административных ответчиков МЧС России И., А., Минюста России С.Л., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с частью первой статьи 5 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (далее также - Федеральный закон) гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким федеральным органом исполнительной власти постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2009 г. N 300 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном определять порядок выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" определено Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Во исполнение части первой статьи 5 Федерального закона и поименованного постановления Правительства Российской Федерации Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее также - МЧС России) издан приказ от 18 сентября 2009 г. N 540, которым утвержден Порядок выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее также - Порядок).

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 октября 2009 г., регистрационный номер 14969, опубликован в "Российской газете" 14 октября 2009 г. (действует в редакции приказа МЧС России от 30 июля 2012 г. N 455, зарегистрированного в Минюсте России 25 августа 2012 г., регистрационный номер 25263, опубликованного в "Российской газете" 5 сентября 2012 г.).

Порядок устанавливает единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверений единого образца гражданам, указанным в части первой статьи 5 Федерального закона (статья 1 Порядка). Для получения удостоверения граждане обращаются по месту жительства в уполномоченные органы, с соответствующим письменным заявлением и необходимыми документами.

Оспариваемые положения нормативного правового акта предусматривают обязанность уполномоченного органа в порядке межведомственного информационного взаимодействия направить запрос в организацию, осуществляющую расчет суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан и выдачу заключений о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Абзац шестой пункта 3 Порядка соответствует нормам Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Правилам отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2004 г. N 634.

Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусматривает межведомственное информационное взаимодействие, которое осуществляется по вопросам обмена документами и информацией (пункт 9 статьи 2). В рамках реализации положений Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" исключаются избыточные требования должностных лиц о предоставлении гражданами документов и информации, которые могут быть получены органом государственной власти в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В силу пункта 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее - Правила), отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, предполагает наличие заключения о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения. Организация, осуществляющая такой расчет и выдачу заключений о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется МЧС России в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (абзац третий пункта 3 Правил).

Для отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, им необходимо представить по месту жительства в орган, уполномоченный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, документы, перечень которых и порядок их прохождения определяются в соответствии с правилами оформления и выдачи удостоверения единого образца указанным гражданам (пункт 4 Правил).

Ни Федеральный закон, ни Правила не предусматривают непосредственное представление гражданами документов в организацию, осуществляющую расчет и выдачу заключений о полученной суммарной эффективной дозе облучения.

Федеральным законодателем определены обязательные условия предоставления гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, мер социальной поддержки. При этом в силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в определениях от 11 июля 2006 г. N 404-О и от 4 декабря 2007 г. N 960-О-П, проживание граждан в населенных пунктах, включенных в перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не в дни проведения ядерных испытаний (29 августа 1949 г. и 7 августа 1962 г.) не исключает предоставление мер социальной поддержки, если они получили дозу облучения более 5 сЗв (бэр).

Как вытекает из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации применительно к возмещению вреда лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основаниями для выполнения государством конституционной обязанности по возмещению вреда перед конкретным лицом являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья или имущества и соответствующей чрезвычайной ситуацией. Факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами (постановления от 1 декабря 1997 г. N 18-П и от 19 июня 2002 г. N 11-П).

При этом вопрос о возможности предоставления указанных мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством Российской Федерации в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Ссылки административного истца на государственный контракт и техническое задание к нему, предусматривающие выполнение КГБУ "НИИ РМЭП" запросов компетентных органов по определению суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Указанные документы не являются нормативными правовыми актами, на предмет соответствия которым при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (статья 208 КАС РФ).

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления С.Ю. о признании частично недействующим абзаца шестого пункта 3 Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 сентября 2009 г. N 540, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ