ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 апреля 2018 г. N АКПИ18-76

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Переслегиной Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ш.Д. о признании частично недействующим подпункта "г" пункта 28 Правил осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей, утвержденных

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 апреля 2018 г. N АКПИ18-76

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Переслегиной Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ш.Д. о признании частично недействующим подпункта "г" пункта 28 Правил осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 23 апреля 2013 г. N 280,

установил:

приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 23 апреля 2013 г. N 280 (далее - Приказ) утверждены Правила осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей (далее - Правила). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 1 июля 2013 г., N 28926, и опубликован 19 июля 2013 г. в "Российской газете", N 157.

Пунктом 28 Правил предусмотрен перечень документов, представляемых руководителями территориальных органов, организаций и учреждений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) на рассмотрение Комиссии МЧС России по повышению эффективности бюджетных расходов и сокращению текущих затрат (далее - комиссия) для решения вопроса о выплате единовременного пособия в случае повреждения здоровья сотрудника (работника).

Согласно подпункту "г" данного пункта Правил в комиссию подлежит представлению для сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - сотрудники) копия заключения Центральной военно-врачебной комиссии Федерального государственного бюджетного учреждения "Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова МЧС России" (далее - ЦВВК ВЦЭРМ) с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке "военная травма" (абзац первый); для работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - работники) - копия заключения МСЭК об установлении группы инвалидности и ее причине (абзац второй).

Ш.Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим указанной нормы в части, предусматривающей для сотрудников представление в комиссию для решения вопроса о выплате единовременного пособия в случае повреждения здоровья сотрудника копии заключения ЦВВК ВЦЭРМ с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке "военная травма", ссылаясь на то, что она противоречит части 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 283), которая не содержит понятия "военная травма" и определяет ЦВВК ВЦЭРМ в качестве единственного учреждения для выдачи заключения об установлении причинной связи увечья, иного повреждения здоровья, полученного сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей, и ограничивает права таких сотрудников на выплату единовременного пособия в размере двух миллионов рублей.

В обоснование своего требования административный истец указал, что был уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по ограниченному состоянию здоровья в связи с заболеванием, полученным в период прохождения службы, однако в выплате указанного единовременного пособия ему отказывают по причине отсутствия заключения военно-врачебной комиссии, указанного в оспариваемом пункте Правил.

В судебном заседании Ш.Д. и его представитель - адвокат Б. поддержали заявленное требование и просили его удовлетворить.

В письменных возражениях на административный иск МЧС России указало, что Приказ издан компетентным органом в установленном законом порядке, Правила в оспариваемой части не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы административного истца.

Представитель МЧС России Ш.М. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требования.

Минюст России в письменном отзыве указал, что Правила утверждены полномочным органом государственной власти, оспариваемое положение не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, однако часть 4 статьи 12 Федерального закона N 283-ФЗ, определяя условия для получения единовременного пособия в размере двух миллионов рублей, не предусматривает среди них представление копии заключения ЦВВК ВЦЭРМ с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке "военная травма", в связи с чем оспариваемая норма нуждается в корректировке.

В судебном заседании представитель Минюста России Ч. поддержала изложенную в отзыве правовую позицию.

Выслушав стороны, проверив оспариваемое положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Переслегиной Е.П., полагавшей что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

В соответствии с частью первой статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. Гарантии социальной защиты сотрудников федеральной противопожарной службы (денежное довольствие, страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, право на жилищное обеспечение, право на медицинское обслуживание, гарантии в связи с прохождением службы в федеральной противопожарной службе и иные гарантии) устанавливаются данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулирует Федеральный закон N 283-ФЗ.

Частью 10 статьи 12 названного закона предусмотрено, что правила выплаты единовременных пособий, указанных в частях 2 и 4 данной статьи, а также ежемесячной денежной компенсации, указанной в части 5 этой статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

Во исполнение приведенных положений федеральных законов приказом МЧС России утверждены Правила.

Из приведенных законоположений следует, что оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом с соблюдением установленного порядка введения в действие и опубликования.

Согласно части 4 статьи 12 Федерального закона N 283-ФЗ при получении сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему выплачивается единовременное пособие в размере двух миллионов рублей.

По смыслу данной нормы, основанием для выплаты единовременного пособия является увечье или иное повреждение здоровья сотрудника, исключающие возможность дальнейшего прохождения службы, полученные в связи с выполнением служебных обязанностей.

Аналогичное положение содержит пункт 2 Правил.

Установление причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы) в силу пункта 2 части 1 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) проводится военно-врачебной экспертизой.

Положение о военно-врачебной экспертизе, предусматривающее порядок проведения военно-врачебной экспертизы в федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), утверждается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 61 Федерального закона N 323-ФЗ).

Подпунктом "а" пункта 41 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123, и действовавшего на дату издания Приказа, а также подпунктом "а" пункта 94 ныне действующего Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565, определено, что военно-врачебная комиссия (далее - ВВК) выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой "военная травма", если увечье получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Из изложенного следует, что заключение ВВК с формулировкой "военная травма" свидетельствует о наличии юридически значимой причинной связи увечья, заболевания с исполнением обязанностей военной службы или службы в иных органах, а предписания подпункта "г" пункта 28 Правил о необходимости представления в комиссию для решения вопроса о выплате единовременного пособия в случае повреждения здоровья сотрудника копии заключения военно-врачебной комиссии с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке "военная травма" полностью соответствуют указанным нормам правовых актов большей юридической силы.

Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 (далее - Положение), установлено, что военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы), в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также - другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и спасательных воинских формированиях МЧС России (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах внутренних дел Российской Федерации и таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения) в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе (далее - приравненная служба), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы, граждан, уволенных с военной службы, приравненной службы и военных сборов, с прохождением ими военной и приравненной службы (далее - причинная связь увечий, заболеваний), решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба). Для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии), на которые возлагается в том числе определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, сотрудников, граждан, проходящих военные сборы, граждан, проходивших военную службу (приравненную службу), граждан, проходивших военные сборы, прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, граждан, уволенных из органов и организаций прокуратуры, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (пункты 1 - 3).

ЦВВК ВЦЭРМ, в котором создана ВВК, учреждено МЧС России, является некоммерческой организацией в форме федерального бюджетного учреждения, осуществляющей в соответствии с целями деятельности и лицензией от 30 ноября 2017 г. N ФС-78-01-003036 медицинскую экспертизу, в том числе ВВК (пункт 2.3 Устава).

Учитывая, что оспариваемое положение Правил соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Ш.Д. о признании частично недействующим подпункта "г" пункта 28 Правил осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 23 апреля 2013 г. N 280, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА