ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 июля 2018 г. N АКПИ18-503

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., Назаровой А.М.

при секретаре Б.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ю.Г. о признании частично недействующим пункта 12 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации",

установил:

пунктом 12 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 (далее - Постановление) установлено, что пенсии семьям умерших (погибших) военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации исчисляются из суммы денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, исходя из которого подлежала исчислению пенсия кормильцу, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета семье пенсии. При этом абзац второй подпункта "а" и абзац второй подпункта "б" пункта 9 названного Постановления не применяются.

Семьям умерших пенсионеров из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации пенсии исчисляются из суммы денежного довольствия, исходя из которого была исчислена (пересчитана) пенсия кормильцу (пункты 8 - 10 указанного Постановления), с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета семье пенсии.

Гражданка Ю.Г. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующим пункта 12 Постановления, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют статьям 36, 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1) в части, запрещающей исчисление пенсии семьям умерших (погибших) военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации из суммы денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, исходя из которых подлежала исчислению пенсия кормильцу с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета семье пенсии, с учетом абзаца второго подпункта "а" пункта 9 Постановления.

Как указывает административный истец, ее мужу, подполковнику Ю.Н., пенсия была исчислена и выплачивалась по день его смерти (26 августа 2003 г.) с применением должностного оклада соответствующего занимаемой им штатной должности на день увольнения с военной службы "Начальник воздушно-огневой и тактической подготовки - старший летчик 851 учебного вертолетного полка Уфимского высшего военного авиационного училища летчиков", с увеличением должностного оклада за классную квалификацию "военный летчик-инструктор 1 класса". Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 13 января 2016 г. N 4 в приказ по личному составу о назначении ее мужа на должность с меньшим должностным окладом было внесено изменение о сохранении за ним права на исчисление пенсии из предыдущего оклада "Командир эскадрильи". Ю.Г. обратилась в военный комиссариат Самарской области 15 января 2018 г. с заявлением о перерасчете ей пенсии из сохраненного оклада, в чем ей было отказано со ссылкой на пункт 12 Постановления, которое запрещает, исчисление пенсии членам семьи умершего кормильца из сохраненных должностных окладов, которые не были применены при исчислении пенсии кормильцу при его жизни.

Представитель административного истца Ю.Г. адвокат С. в суде поддержал заявленные требования.

Правительство Российской Федерации, привлеченное к участию в деле в качестве административного ответчика, поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству обороны Российской Федерации (поручение от 29 мая 2018 г. N ЮБ-П4-2976).

Представитель Правительства Российской Федерации Н. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного истца Ю.Г. адвоката С., административного ответчика Правительства Российской Федерации Н., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").

В соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 данного Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия (статья 43).

В целях реализации предоставленных полномочий Советом Министров - Правительством Российской Федерации 22 сентября 1993 г. издано Постановление N 941.

Первоначально нормативный правовой акт опубликован в Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации N 40, 4 октября 1993 г., действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18 января 2018 г. N 17.

Абзац первый пункта 12 Постановления предусматривает исчисление пенсии семьям умерших (погибших) военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации из суммы денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, исходя из которого подлежала исчислению пенсия кормильцу, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета семье пенсии. Второе предложение абзаца первого данного пункта содержит указание на неприменение при исчислении пенсии семьям умерших (погибших) военнослужащих абзаца второго подпункта "а" пункта 9 названного Постановления.

Утверждения административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта статьям 36 и 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 являются несостоятельными, поскольку приведенные нормы не устанавливают исчисление пенсии исходя из сохраненного оклада по воинской должности.

Так, статья 36 поименованного Закона, являясь элементом правового механизма пенсионного обеспечения членов семей военнослужащих, устанавливает размер пенсии по случаю потери кормильца.

Семьям пенсионеров из числа лиц, указанных в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, пенсия по случаю потери кормильца исчисляется из денежного довольствия кормильца, из которого ему была исчислена (пересчитана) либо подлежала перерасчету пенсия (статья 44).

Абзац второй подпункта "а" пункта 9 Постановления устанавливает льготу, предусматривающую возможность исчисления пенсии офицерам, переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы, подводных лодок (подводных крейсеров), атомных надводных кораблей (в том числе офицерам органов безопасности, обслуживающим атомные надводные корабли и атомные подводные крейсеры, включая вторые экипажи и экипажи строящихся крейсеров) и минных тральщиков на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, при последующем увольнении их с военной службы исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода. В таком же порядке могут исчисляться пенсии при увольнении с военной службы также офицерам в званиях подполковника, ему равном и выше, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья, возрасту или в связи с организационно-штатными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее одного года, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет.

Предусмотрев эту льготу, Правительство Российской Федерации действовало в пределах законодательных предписаний, учитывая более высокий уровень ответственности, характер и содержание должностных обязанностей названной категории военнослужащих, отражающих уровень образования, квалификации, заслуги, условия прохождения военной службы.

Установление в качестве льготы исчисление пенсий офицерам, переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до перевода, не может рассматриваться как ограничение прав членов семьи военнослужащего.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Ю.Г. о признании частично недействующим пункта 12 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Л.В.БОРИСОВА
А.М.НАЗАРОВА