ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 июля 2018 г. N АКПИ18-418

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., Назаровой А.М.,

при секретаре Б.А.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан" о признании частично недействующим пункта 8 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301,

установил:

согласно пункту 8 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301, техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Акционерное общество "Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан" (далее - АО "БТИ РТ") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 8 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат части 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" в части, делегирующей органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочие устанавливать ставки на техническую инвентаризацию объектов капитального строительства и нарушают его права и законные интересы при осуществлении коммерческой деятельности.

Как указывает административный истец, АО "БТИ РТ" является коммерческой организацией, основная цель деятельности которой направлена на получение прибыли путем осуществления технической инвентаризации и паспортизации недвижимого имущества независимо от форм собственности. Предоставление органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации права на регулирование цен в сфере инвентаризации ущемляет права хозяйствующих субъектов в условиях свободной конкуренции.

В судебном заседании представитель АО "БТИ РТ" Б.Г. поддержала заявленные требования.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 11 мая 2018 г. N СП-П9-2735).

Представитель Правительства Российской Федерации П. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного истца АО "БТИ РТ" Б.Г., административного ответчика Правительства Российской Федерации П., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В целях ускорения проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства и приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации государственного учета жилищного фонда Правительство Российской Федерации постановлением от 13 октября 1997 г. N 1301 утвердило Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации (далее также - Положение), действующее с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 г. N 67.

Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 20 октября 1997 г., N 42, "Российской газете" 22 октября 1997 г.

Положение определяет основные задачи государственного учета жилищного фонда, виды жилых помещений, подлежащих государственному учету, состав государственного учета жилищного фонда (технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет), виды организаций технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (БТИ), осуществляющих технический учет жилищного фонда, предусматривает заполнение и представление форм федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.

С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, который к отношениям, регулируемым жилищным законодательством, относит учет жилищного фонда (часть 1 статьи 4). К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений Кодекс относит определение порядка государственного учета жилищных фондов (пункт 1 статьи 12).

Содержание государственного учета жилищного фонда определено в части 5 статьи 19 Кодекса и предусматривает наряду с иными формами его учета проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям). Жилищный фонд в соответствии с частью 4 данной статьи подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и указанному Федеральному закону (статья 4). В силу данной нормы федерального закона действует Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301.

Федеральный закон "О кадастровой деятельности" регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности. Частью 8 статьи 47 названного Федерального закона предусмотрено приведение законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с поименованным Федеральным законом и применение их постольку, поскольку они не противоречат этому Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 г.

Оспариваемый нормативный правовой акт регулирует отношения по учету жилищного фонда, тогда как в соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона "О кадастровой деятельности" после 1 января 2013 г. не подлежат применению нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Следовательно, доводы административного истца о противоречии оспариваемого нормативного правового акта нормам Федерального закона "О кадастровой деятельности" являются несостоятельными.

Ссылки административного истца на пункт 7 постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", изданного во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд согласно статье 213 КАС РФ проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Указанное постановление имеет равную юридическую силу с оспариваемым постановлением, в связи с чем проверка на соответствие ему не может быть произведена.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества "Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан" о признании частично недействующим пункта 8 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Л.В.БОРИСОВА
А.М.НАЗАРОВА