ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 марта 2018 г. N АКПИ18-313

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре С.В.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Р. об оспаривании пункта 6 постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 26 января 2018 г. N 133/1106-7 "О разъяснениях особенностей освещения деятельности кандидатов на должность Президента Российской Федерации организациями телерадиовещания",

установил:

постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 декабря 2017 г. N 528-СФ "О назначении выборов Президента Российской Федерации" на 18 марта 2018 г. назначены выборы Президента Российской Федерации.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - ЦИК России, Комиссия) от 26 января 2018 г. N 133/1106-7 (далее - Постановление) разъяснены отдельные положения законодательства, связанные с информационным обеспечением выборов Президента Российской Федерации, особенностями освещения организациями телерадиовещания деятельности кандидатов на должность Президента Российской Федерации. В пункте 6 ЦИК России указала, что приведенный в Постановлении правовой режим распространения информации о предвыборной деятельности кандидатов является единственно возможным в рамках закона до начала агитационного периода в средствах массовой информации, то есть до 17 февраля 2018 г.

Доверенное лицо зарегистрированного кандидата на должность Президента Российской Федерации Явлинского Г.А. - Р. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании незаконным пункта 6 Постановления, ссылаясь на то, что изложенные в Постановлении рекомендации не соответствуют пункту 4 статьи 46 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 19-ФЗ), который не содержит ограничений по информированию граждан исключительно о предвыборной деятельности кандидатов, а напротив - указывает, что видами информирования о кандидатах могут быть интервью с кандидатами или сообщения и иные материалы о них, в том числе фильмы, снятые до начала избирательной кампании, и другие виды информирования, а также не содержит ограничений по срокам информирования избирателей о кандидатах. По мнению административного истца, ЦИК России незаконно установила срок до 17 февраля 2018 г., не обеспечив равенство кандидатов.

Р. и его представители Д. и адвокат С.А. в судебном заседании поддержали заявленное требование по приведенным в административном исковом заявлении основаниям и просили его удовлетворить.

В письменных возражениях на административное исковое заявление ЦИК России указала, что Постановление принято в пределах полномочий Комиссии, его рекомендации и разъяснения полностью соответствуют положениям статьи 8, подпункта 2 статьи 19, статьи 45, пунктов 1 - 6 статьи 46, статьи 47, пунктов 1, 1.1, 2 статьи 49, пункта 2 статьи 50 Федерального закона N 19-ФЗ.

Представители ЦИК России В. и С.С. просили отказать в удовлетворении административного иска.

Выслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Согласно подпунктам 1 - 2 статьи 19 Федерального закона N 19-ФЗ ЦИК России при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации организует подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации, обеспечивает единообразное применение данного федерального закона.

В связи с поступающими в Комиссию обращениями, в которых затрагиваются вопросы информирования избирателей о кандидатах на должность Президента Российской Федерации в телепередачах, транслируемых в эфире ряда общероссийских и региональных телеканалов, по результатам проведенного анализа, а также с учетом выводов Рабочей группы по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов при проведении избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации в 2018 году, сформулированных на заседании 24 января 2018 г., по ряду вопросов, требующих разъяснения положений законодательства в части информационного обеспечения выборов, в пределах полномочий, предоставленных названным федеральным законом, ЦИК России издала Постановление, которым рекомендовала организациям телерадиовещания и их представителям в интересах избирателей и исходя из конституционного принципа свободных выборов и права граждан на получение объективной и достоверной информации о кандидатах на должность Президента Российской Федерации полноценно освещать фактически осуществляемую предвыборную деятельность различных кандидатов, соблюдая баланс по времени освещения, нейтральности и объективности подачи информации, обратив внимание на недопустимость распространения информации, имеющей признаки предвыборной агитации, указанные в пункте 1 статьи 49 Федерального закона N 19-ФЗ, вне агитационного периода и разъяснила указанным организациям, что они вправе свободно, без согласования с кем-либо, освещать события, происходящие в ходе избирательной кампании, и доводить до сведения телезрителей, радиослушателей поступающую в СМИ информацию о реально происходящих предвыборных мероприятиях тех или иных кандидатов (пункты 1, 2, 4).

Кандидатам на должность Президента Российской Федерации в Постановлении Комиссия разъяснила, что согласно пункту 4 статьи 46 Федерального закона N 19-ФЗ организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, и их представители, исходя из конституционного права свободно искать, получать и распространять информацию, свободны в своей деятельности по информированию избирателей, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом N 19-ФЗ и Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон об основных гарантиях избирательных прав), и рекомендовала им активно взаимодействовать с этими организациями с целью оперативного и заблаговременного информирования о планируемых предвыборных мероприятиях (пункты 3, 5).

Доводы административного истца о том, что пункт 6 Постановления ограничивает сроком информирование избирателей о кандидатах на должность Президента Российской Федерации, не соответствуют действительному содержанию оспариваемого акта ЦИК России и основаны на ошибочном толковании норм права.

Информационное обеспечение выборов Президента Российской Федерации включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию, способствует осознанному волеизъявлению избирателей, гласности выборов Президента Российской Федерации (статья 45 Федерального закона N 19-ФЗ).

Исходя из положений статьи 46 указанного федерального закона информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий, физические и юридические лица в соответствии с Федеральным законом N 19-ФЗ, Законом об основных гарантиях избирательных прав (пункт 1). Информационные материалы, размещаемые в средствах массовой информации или распространяемые иным способом, должны быть объективными, достоверными, не должны нарушать равенство кандидатов (пункт 2). Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий свободны в своей деятельности по информированию избирателей, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом N 19-ФЗ и иными федеральными законами, вправе на основании пункта 2 данной статьи публиковать (обнародовать) интервью с кандидатами, выпускать в свет (в эфир) иные сообщения и материалы о кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидатов, а также передачи с участием кандидатов, организовывать совместные мероприятия с участием кандидатов и осуществлять их трансляцию (обнародование) на каналах организаций телерадиовещания, в электронных сетевых изданиях.

Предвыборная агитация - это деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них) (подпункт 4 статьи 2, пункт 2 статьи 48 Закона об основных гарантиях избирательных прав, пункты 1, 1.1, 2 статьи 49 Федерального закона N 19-ФЗ).

Пункт 2 статьи 50 Федерального закона N 19-ФЗ допускает проведение предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и в сетевых изданиях в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.

Из анализа приведенных законоположений следует, что информационные материалы о кандидатах на должность Президента Российской Федерации и событиях, происходящих в ходе избирательной кампании, размещенные на каналах организаций телерадиовещания до начала агитационного периода, не должны содержать признаки предвыборной агитации, указанные в пункте 1 статьи 49 Федерального закона N 19-ФЗ.

Содержание пункта 6 во взаимосвязи с иными пунктами Постановления полностью согласуется с данным выводом и приведенными нормами закона.

Постановление не содержит ограничений по видам и срокам информирования избирателей о кандидатах на должность Президента Российской Федерации и ходе избирательной кампании, а также положений, нарушающих равенство кандидатов.

В силу пунктов 1, 4 статьи 21 Закона об основных гарантиях избирательных прав ЦИК России состоит из 15 членов.

Как следует из протокола заседания ЦИК России от 26 января 2018 г. N 133, в заседании участвовали 10 из 15 членов ЦИК России с правом решающего голоса, которые единогласно приняли оспариваемое постановление.

Статьей 44 Регламента Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, утвержденного постановлением ЦИК России от 28 июня 1995 г. N 7/46-II, предусмотрено, что принимаемые решения оформляются постановлениями Комиссии или выписками из протокола заседания Комиссии.

Следовательно, Постановление принято правомочным федеральным государственным органом при реализации установленных законом полномочий, в надлежащей форме, с соблюдением предусмотренной законом процедуры его принятия. Порядок принятия Постановления административный истец не оспаривает.

В соответствии с частью 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случае, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Р. об оспаривании пункта 6 постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 26 января 2018 г. N 133/1106-7 "О разъяснениях особенностей освещения деятельности кандидатов на должность Президента Российской Федерации организациями телерадиовещания" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА