ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 января 2019 г. N АКПИ18-1183

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,

при секретаре Б.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Н. о признании недействующими пунктов 1, 3, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. N 1365 и утвержденных данным постановлением Правил представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации,

установил:

пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. N 1365 (далее - Постановление) утверждены Правила представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации (далее - Правила).

Согласно пункту 3 Постановления отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации представляются физическими лицами - резидентами налоговым органам в соответствии с Правилами, утвержденными названным Постановлением, начиная с отчетности за 2015 год.

В силу пункта 4 Постановления в случае закрытия физическими лицами - резидентами счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации в 2015 году положения абзаца третьего пункта 9 Правил, утвержденных данным Постановлением, не распространяются на указанных физических лиц - резидентов. Отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации представляются указанными физическими лицами - резидентами налоговым органам до 1 июня 2016 г.

Гражданин Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 1, 3, 4 Постановления и утвержденных им Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют частям 1, 3, 4, 6 статьи 4, части 7 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", статье 4 Федерального закона от 28 ноября 2015 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 12 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", ими нарушены конституционный принцип правовой определенности, полномочия органа на принятие нормативных правовых актов, форма и вид, в которых орган вправе принимать нормативные правовые акты, процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Как указывает административный истец, при поступлении на службу в органы и организации прокуратуры Российской Федерации (ФГКОУ ВО "Университет прокуратуры Российской Федерации") в июле 2016 г. он был уведомлен о необходимости в течение 3 месяцев со дня замещения должности закрыть счета (вклады) в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Счет в банке за пределами территории Российской Федерации им закрыт 15 августа 2016 г. О необходимости подачи отчета за 2015 г. ему стало известно при составлении уведомления от 21 августа 2016 г. Государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок N 1 Межрайонной ИФНС России N 24 по Ростовской области в отношении его составлен протокол об административном правонарушении от 7 декабря 2017 г. N 619420171113012601 в связи с неисполнением обязанности по представлению отчета о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации за 2015 г. Постановлением начальника Межрайонной ИФНС России N 24 по Ростовской области от 25 декабря 2017 г. N 154 он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 руб. Постановлением заместителя председателя Ростовского областного суда от 6 сентября 2018 г. по делу N 4а-890/2018 оставлены без изменения решения Ростовского областного суда от 20 марта 2018 г. и Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 22 января 2018 г. об отказе в удовлетворении жалобы Н. на постановление начальника Межрайонной ИФНС России N 24 по Ростовской области от 25 декабря 2017 г.

В суде административный истец Н. поддержал заявленные требования и пояснил суду, что при издании оспариваемого нормативного правового акта нарушен конституционный принцип правовой определенности, поскольку Правительство Российской Федерации не уполномочено разрешать вопрос о придании обратной силы данному нормативному правовому акту. Нарушена процедура принятия нормативного правового акта, его форма и вид, поскольку в нем отсутствует указание на согласование с Центральным банком Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службе с участием Центрального банка Российской Федерации (поручение от 24 ноября 2018 г. N СА-П13-8251).

Представители административного ответчика Правительства Российской Федерации Ш., М., Центрального банка Российской Федерации С. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения административного истца Н., представителей административного ответчика Правительства Российской Федерации Ш., М., Банка России С., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"). Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" физические лица - резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительство Российской Федерации постановлением от 12 декабря 2015 г. N 1365 утвердило Правила, которые устанавливают порядок представления физическими лицами - резидентами налоговым органам по месту своего учета отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, формы, сроки и порядок направления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.

Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 22 декабря 2015 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 28 декабря 2015 г., N 52 (часть I).

При издании Постановления соблюдены требования Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" о согласовании нормативного правового акта с Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с требованием абзаца второго части 7 статьи 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" Министерство финансов Российской Федерации письмом от 20 ноября 2015 г. N 07-05-05/67339 направило на согласование в Центральный банк Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации".

Банк России в пределах своей компетенции рассмотрел проект Постановления и по результатам рассмотрения сообщил Минфину России о его согласовании. Данное обстоятельство подтверждается представленными копиями документов: письмом Банка России от 25 ноября 2015 г. N 014-12-1/10057, обращением Министра финансов Российской Федерации в Правительство Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 01-02-01/07-69814. Следовательно, доводы административного истца о нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта являются несостоятельными.

Предусмотренное пунктом 3 Постановления положение о представлении физическими лицами - резидентами отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации налоговым органам, начиная с отчетности за 2015 г., соответствует Федеральному закону "О валютном регулировании и валютном контроле" и не может рассматриваться как придание обратной силы нормативному правовому акту.

Федеральным законом "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 12 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" изложена в новой редакции часть 7 статьи 12 названного Федерального закона, предусматривающая обязанность физических лиц - резидентов представлять налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.

Порядок распространяет свое действие на отношения, возникшие после его вступления в силу.

Обязанность по представлению отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации у физических лиц - резидентов возникает на основании закона, который вступил в силу 28 ноября 2015 г.

Возможность проведения контроля за движением средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации за период, предшествующий внесению изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", соответствует валютному законодательству Российской Федерации и не может рассматриваться как придание обратной силы Постановлению и Федеральному закону и ухудшение правового положения физических лиц - резидентов, ограничение их права на пользование счетами (вкладами) в банках за пределами территории Российской Федерации.

Согласно абзацу второму части 3 статьи 4 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" к отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу.

Из содержания пункта 4 Постановления следует, что в случае закрытия счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации в 2015 г. физические лица - резиденты отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках налоговым органам не представляют. Данная норма носит льготный характер и не может рассматриваться как нарушающая права граждан.

Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" для резидентов установлена обязанность по представлению налоговым органам по месту своего учета уведомлений об открытии (изменении реквизитов, закрытии) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и отчетов о движении средств по таким счетам (вкладам).

Несоблюдение порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, в соответствии с частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на граждан.

Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта статьям 1, 2, 6, 15, 17, 18, 19, 55 Конституции Российской Федерации не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку в силу части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов Правительства Российской Федерации относится к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Н. о признании недействующими пунктов 1, 3, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. N 1365 и утвержденных данным постановлением Правил представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО
А.М.НАЗАРОВА