ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 апреля 2017 г. N АКПИ17-87

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К. о признании недействующими пунктов 3.1 и 3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 г. N 45,

установил:

приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 г. N 45 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (далее - Инструкция). Нормативный правовой акт опубликован в журнале "Законность", 2013 г., N 4.

Пунктом 3.1 Инструкции установлено, что обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.

Согласно пункту 3.5 Инструкции обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения (абзац первый). Сопроводительное письмо с переадресованием обращения подписывается начальником отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, старшим помощником прокурора или начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта Российской Федерации, прокурором нижестоящей прокуратуры или его заместителем (абзац второй). Уведомление заявителю подписывается начальником отдела или исполнителем (абзац третий).

К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных положений Инструкции, ссылаясь на то, что оспариваемые нормы позволяют оставить обращение гражданина без рассмотрения по существу, противоречат пункту 5 статьи 10 и статье 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре), частям 3 и 6 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ) и нарушают его право на проведение прокурорской проверки по его заявлению.

В обоснование своего требования административный истец указал, что 5 февраля 2015 г. он обратился с заявлением в прокуратуру Первомайского района г. Ростов-на-Дону, которое было переадресовано в другой орган, о чем он своевременно уведомлен не был и, кроме того фактически заявление в этот орган направлено не было. Указанные действия прокуратуры им были оспорены в Первомайский районный суд г. Ростов-на-Дону, вступившим в законную силу решением которого ему было отказано в удовлетворении требований со ссылкой на оспариваемые положения Инструкции.

К., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.

Генеральная прокуратура Российской Федерации - административный ответчик по делу - в своих возражениях на заявление указала, что оспариваемая в части Инструкция соответствует действующему законодательству, прав и свобод административного истца не нарушает.

Обсудив доводы административного истца, выслушав возражения представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации М., проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Инструкция утверждена приказом Генерального прокурора Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 17 Закона о прокуратуре, опубликована и размещена в справочно-информационных системах правового характера. Порядок ее принятия проверен вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 21 сентября 2015 г. N АКПИ15-766.

Законодательную основу регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, образует Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ, который определяет права и обязанности участников соответствующих отношений как на государственном, так и на муниципальном уровне, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан. Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, могут регулироваться как данным Федеральным законом, так и иными федеральными законами.

Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации закреплены в Законе о прокуратуре, согласно которым прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации (статья 4).

Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах прокуратуры Российской Федерации (пункт 1.1).

Обязанность органов прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешать заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, предусмотрена статьей 10 Закона о прокуратуре, согласно которой поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом (пункты 2 и 3).

Исходя из этих законоположений, Генеральный прокурор Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией вправе был определить, какие решения надлежит принять по обращению, поступившему в органы прокуратуры Российской Федерации.

Пункт 3.1 Инструкции закрепляет требование об обязательном рассмотрении обращений, поступивших в органы прокуратуры Российской Федерации, и определяет перечень решений, которые могут быть приняты по результатам их предварительного рассмотрения. Предписания этого пункта основаны на приведенных требованиях Закона о прокуратуре, а также требованиях, закрепленных в статях 7 - 11 Федерального закона N 59-ФЗ, в том числе и его части 3 статьи 8, устанавливающей, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, а положения статьи 11 этого закона в предусмотренных данной нормой случаях допускают оставление обращения без ответа, возвращение обращения гражданину, направившему обращение.

Пунктом 3.5 Инструкции установлен порядок рассмотрения обращений, подлежащих разрешению другими органами и организациями, способствующий наиболее быстрому разрешению поставленных заявителями вопросов и в необходимых случаях эффективному принятию мер по устранению выявленных нарушений, исходя из компетенции соответствующих органов. Данный пункт также в полной мере согласуется с требованиями статьи 8 Федерального закона N 59-ФЗ и Закона о прокуратуре.

Названные нормы Инструкции, вопреки утверждению административного истца, не уполномочивают органы прокуратуры направлять обращения граждан органу или лицу, действия которого обжалуются и тем самым оставлять их без рассмотрения. Исходя из их содержания, обращения граждан подлежат направлению в другие органы, если по результатам их рассмотрения установлено, что они не могут быть разрешены по существу, поскольку содержат вопросы, решение которых не входит в компетенцию органов прокуратуры Российской Федерации.

Запрет направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется, содержится как в части 6 статьи 8 Федерального закона N 59-ФЗ, пункте 5 статьи 10 Закона о прокуратуре, так и в пункте 3.7 Инструкции.

Ссылки административного истца на неправомерность конкретных правоприменительных действий должностных лиц прокуратуры не могут служить основанием для признания недействующими оспариваемых им норм.

Поскольку пункты 3.1 и 3.5 Инструкции не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы административного истца, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления К. о признании недействующими пунктов 3.1 и 3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 г. N 45, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА