ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 сентября 2017 г. N АКПИ17-637

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре С.В.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Южморрыбфлот" о признании частично недействующими пунктов 1 и 3 приказа Федеральной таможенной службы от 15 января 2013 г. N 40 "О порядке совершения таможенных операций при ввозе в Российскую Федерацию на таможенную территорию Таможенного союза в целях проведения государственного контроля продукции морского промысла, добытой (выловленной) и/или произведенной за пределами территориального моря Российской Федерации при осуществлении промышленного рыболовства, а также при вывозе такой продукции из Российской Федерации с таможенной территории Таможенного союза",

установил:

пунктом 1 приказа Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России) от 15 января 2013 г. N 40 "О порядке совершения таможенных операций при ввозе в Российскую Федерацию на таможенную территорию Таможенного союза в целях проведения государственного контроля продукции морского промысла, добытой (выловленной) и/или произведенной за пределами территориального моря Российской Федерации при осуществлении промышленного рыболовства, а также при вывозе такой продукции из Российской Федерации с таможенной территории Таможенного союза" (далее - Приказ), зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., N 28570, и опубликованного 5 июня 2013 г. в "Российской газете", N 119, предписано осуществлять таможенные операции и таможенный контроль продукции морского промысла, добытой (выловленной) и/или произведенной российскими рыбопромысловыми судами при осуществлении промышленного рыболовства за пределами территориального моря Российской Федерации, ввозимой в Российскую Федерацию на таможенную территорию Таможенного союза в целях проведения государственного контроля, а также при вывозе такой продукции из Российской Федерации с таможенной территории Таможенного союза (далее - продукция морского промысла) в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством Таможенного союза, законодательством Российской Федерации о таможенном деле, с учетом Правил определения страны происхождения товаров, являющихся неотъемлемой частью Соглашения о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25 января 2008 г. (ратифицировано Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 257-ФЗ), и положений постановлений Правительства Российской Федерации от 19 марта 2008 г. N 184 "О Порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки и государственного контроля в морских портах в Российской Федерации" и от 24 декабря 2008 г. N 990 "О ввозе (вывозе) на таможенную территорию Российской Федерации уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и произведенной из них рыбной и иной продукции".

Пунктом 3 Приказа предусмотрено не совершать таможенные операции, связанные с таможенным декларированием и выпуском ввозимой на таможенную территорию Таможенного союза продукции морского промысла, в случае, если в результате совершения таможенных операций при прибытии продукции морского промысла установлено, что такая продукция с учетом подпунктов 6 и 7 пункта 2 Правил определения страны происхождения товаров является полностью произведенной в Российской Федерации и в соответствии с подпунктом 37 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза является товаром Таможенного союза.

Акционерное общество "Южморрыбфлот" (далее - Общество), осуществляющее промышленное рыболовство в Тихом океане как в территориальном море Российской Федерации, исключительной экономической зоне Российской Федерации, так и в открытом море, обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных положений нормативного правового акта в той мере, в какой они предписывают при определении России как страны происхождения продукции морского промысла применять Правила определения страны происхождения товаров (далее - Правила), являющиеся неотъемлемой частью Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. "О единых правилах определения страны происхождения товаров" (Республика Армения присоединилась согласно Договору от 10 октября 2014 г., Кыргызская Республика - согласно Договору от 23 декабря 2014 г. (далее - Соглашение), и руководствоваться подпунктом 37 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс, ТК ТС), что не соответствует статье 203 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ), постановлению Правительства Российской Федерации от 19 марта 2008 г. N 184 "О Порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки и государственного контроля в морских портах в Российской Федерации" (далее - Постановление от 19 марта 2008 г. N 184), подпункту 37 пункта 1 статьи 4 и абзацу второму пункта 3 статьи 58 ТК ТС, а также нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку не позволяет ему беспрепятственно ввозить на территорию Российской Федерации из районов промысла в Мировом океане рыбопродукцию, произведенную принадлежащими Обществу судами рыбопромыслового флота при осуществлении рыболовной деятельности (морского рыбного промысла) в Мировом океане.

В обоснование требования административный истец указал, что Общество осуществляет рыболовную деятельность в Тихом океане с использованием судов рыбопромыслового флота плавзаводов "Всеволод Сибирцев", "Залив Восток", "Капитан Ефремов". С 2015 года в рамках проекта по освоению водных биоресурсов в северо-восточной части Тихого океана (конвекционном районе открытого моря) совместно с рыболовными компаниями Японии и Тайваня иностранные рыболовные суда осуществляли вылов (изъятие) водных биоресурсов в конвекционном районе и весь улов сдавали на российский плавзавод "Всеволод Сибирцев", который осуществлял его переработку и изготовление готовой продукции морского промысла (мороженая рыба, рыбные консервы, рыбная мука, рыбный жир). Вся продукция, изготовленная судном "Всеволод Сибирцев" по российским стандартам и техническим регламентам, доставлялась из района промысла в порты Приморского края и до июля 2016 года (а в отношении рыбных консервов и технической продукции до июня 2017 года) свободно выпускалась таможенными органами в упрощенном порядке в соответствии с Постановлением от 19 марта 2008 г. N 184 без помещения под таможенные процедуры. В июле 2016 года Находкинской таможней на основании оспоренных пунктов Приказа были приняты решения по камеральным таможенным проверкам в отношении мороженой рыбопродукции, изготовленной судном "Всеволод Сибирцев", согласно которым рыбопродукция была признана незаконно перемещенным иностранным товаром, а Обществу были начислены таможенные платежи (ввозная таможенная пошлина и НДС). Также Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 и статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Действия Находкинской таможни оспорены в арбитражный суд.

В судебном заседании представитель Общества Н. поддержал административный иск.

ФТС России и Минюст России в письменных возражениях на административное исковое заявление указали, что оспариваемый нормативный правовой акт издан федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции, не противоречит актам большей юридической силы и не нарушает права административного истца.

В судебном заседании представители ФТС России Л., С.О. и представитель Минюста России К. поддержали изложенные в возражениях правовые позиции и просили отказать в удовлетворении административного иска.

Выслушав стороны, проверив оспариваемый в части нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Согласно преамбуле оспариваемый в части Приказ издан в целях совершенствования порядка совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров (продукции морского промысла, добытой (выловленной) и/или произведенной за пределами территориального моря Российской Федерации при осуществлении промышленного рыболовства), ввозимых в Российскую Федерацию на таможенную территорию Таможенного союза (в настоящее время - на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в целях проведения государственного контроля, а также при вывозе такой продукции из Российской Федерации с таможенной территории ЕАЭС, на основании части 4 статьи 224 Федерального закона N 311-ФЗ, наделяющей федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле полномочием определять порядок осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешений на помещение товаров под таможенные процедуры, формы таких разрешений, а также устанавливать порядок и технологии совершения таможенных операций в зависимости от категорий товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, видов транспорта, а также категорий лиц, перемещающих товары.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. N 809, является ФТС России, которая на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, актов, составляющих право Евразийского экономического союза, разрабатывает порядок и технологии совершения таможенных операций в зависимости от категорий товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, видов транспорта, а также от категорий лиц, перемещающих товары (подпункт 5.2.16 пункта 5.2).

Процедура издания, введения в действие и опубликования Приказа соответствует требованиям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят полномочным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в действие.

Правовые отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, регулируются в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (часть 1 статьи 4 Федерального закона N 311-ФЗ), состоящим из ТК ТС, международных договоров государств - членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе; решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с Кодексом и международными договорами государств - членов таможенного союза (пункт 1 статьи 3 ТК ТС).

Как следует из названия и преамбулы Приказа, предметом его регулирования являются отношения, связанные с совершением таможенных операций и проведением таможенного контроля в отношении продукции морского промысла, добытой (выловленной) и/или произведенной за пределами территориального моря Российской Федерации при осуществлении промышленного рыболовства, ввозимой в Российскую Федерацию на таможенную территорию ЕАЭС в целях проведения государственного контроля, а также при вывозе такой продукции из Российской Федерации с таможенной территории ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 311-ФЗ ввозом товаров в Российскую Федерацию является фактическое пересечение товарами Государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в результате которого товары прибыли из других государств - членов Таможенного союза или с территорий, не входящих в единую таможенную территорию Таможенного союза, на территорию Российской Федерации и (или) на территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, и все последующие действия с указанными товарами до их выпуска таможенными органами, когда такой выпуск предусмотрен таможенным законодательством Таможенного союза и (или) данным федеральным законом;

Ввозом товаров на таможенную территорию таможенного союза является совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами (подпункт 3 пункта 1 статьи 4 ТК ТС).

Под таможенными операциями согласно подпункту 29 пункта 1 статьи 4 ТК ТС понимаются действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза.

Таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза (подпункт 31 пункта 1 статьи 4 ТК ТС).

В соответствии со статьей 150 ТК ТС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза (пункт 1). Товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза (пункты 2 и 3).

О прибытии на таможенную территорию таможенного союза перевозчик обязан уведомить таможенный орган путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 159 Кодекса, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров (статья 158 ТК ТС).

В местах прибытия совершаются таможенные операции, связанные с временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение 3 (трех) часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия, если иной срок не установлен таможенным законодательством таможенного союза или законодательством государств - членов таможенного союза в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом (пункты 3 и 4 статьи 160 ТК ТС).

Статьей 203 Федерального закона N 311-ФЗ установлено, что товары, ввозимые в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, в том числе перемещаемые через территории государств - членов Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза, подлежат таможенному декларированию в соответствии с главой 27 ТК ТС и положениями главы 24 данного закона при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры.

В силу положений части 1 статьи 224 названного закона помещение товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, под одну из таможенных процедур осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК ТС и данным законом, за исключением товаров: 1) происходящих с таможенной территории Таможенного союза (территории государства - члена Таможенного союза); 2) выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Таможенного союза. Для целей применения этого федерального закона товарами, выпущенными для свободного обращения на таможенной территории Таможенного союза, считаются товары, в отношении которых уплачены ввозные таможенные пошлины по тем же ставкам, что и в Российской Федерации, и в отношении которых соблюдены те же запреты и ограничения, что и в Российской Федерации; 3) изготовленных из товаров, происходящих с территории Таможенного союза или выпущенных для свободного обращения на территориях государств - членов Таможенного союза.

Подпункт 37 пункта 1 статьи 4 ТК ТС определяет товары таможенного союза как находящиеся на таможенной территории таможенного союза товары: полностью произведенные на территориях государств - членов таможенного союза (абзац второй); ввезенные на таможенную территорию таможенного союза и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза (абзац третий); изготовленные на территориях государств - членов таможенного союза из товаров, указанных в абзацах втором и третьем данного подпункта, и (или) иностранных товаров, и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.

Страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза согласно пункту 1 статьи 58 ТК ТС, считается страной происхождения товаров. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

Пунктом 3 указанной нормы закреплено, что определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров.

Одним из таких международных договоров является Соглашение, страны - участники которого (далее - Стороны) в целях упрощения и гармонизации таможенных процедур в торговле с государствами, не являющимися участниками Соглашения (далее - третьи страны), желая создать благоприятные условия для развития торговли на основе взаимной выгоды и международного права, стремясь к укреплению многосторонней торговой системы, согласились о том, что на единой таможенной территории государств Сторон в отношении товаров, происходящих из третьих стран, за исключением товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран и стран, имеющих договоры о свободной торговле, участниками которых являются все государства Сторон, применяются Правила, составляющие неотъемлемую часть Соглашения (статья 1).

Применительно к продукции морского промысла подпунктами 6 и 7 пункта 2 Правил установлено, что товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются: продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны (подпункт 6); продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в подпункте 6 данного пункта (подпункт 7).

Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ) промышленное рыболовство - это предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов.

Промышленное рыболовство осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с частями 3 и 4 статьи 16 данного федерального закона с использованием или без использования судов рыбопромыслового флота. Для осуществления промышленного рыболовства используются суда, которым предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации и которые оснащены техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и другими техническими средствами контроля. Уловы водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и произведенная из них рыбная и иная продукция подлежат доставке в морские порты Российской Федерации или в случаях и порядке, определяемых Правительством Российской Федерации, в иные места доставки. Уловы водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства в иных определенных Правительством Российской Федерации районах, и произведенная из них рыбная и иная продукция подлежат доставке на территорию, установленную Правительством Российской Федерации (части 1 и 3.2 статьи 19 Федерального закона N 166-ФЗ).

По смыслу приведенных норм, а также подпунктов 1 и 2 статьи 6 и частей 1 и 3 статьи 10 Федерального закона N 166-ФЗ, водные биоресурсы, находящиеся в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или выловленные в них российскими лицами в установленном этим законом порядке, и произведенная из них рыбная и иная продукция являются собственностью Российской Федерации либо собственностью российских лиц.

Следовательно, такая продукция морского промысла в соответствии с подпунктом 37 пункта 1 статьи 4 ТК ТС является товаром Таможенного союза, в отношении которой не подлежат совершению таможенные операции, связанные с таможенным декларированием и выпуском на таможенную территорию Таможенного союза, как это предписано в оспариваемом пункте 3 Приказа.

Товары, не являющиеся товарами таможенного союза, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с Кодексом, являются иностранными товарами (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 ТК ТС).

Определение статуса товаров (продукции морского промысла, добытой (выловленной) и/или произведенной за пределами территориального моря Российской Федерации при осуществлении промышленного рыболовства), ввозимых в Российскую Федерацию на таможенную территорию Таможенного союза для целей применения той или иной таможенной процедуры осуществляется в соответствии с приведенными выше нормами ТК ТС, находящимися в системной взаимосвязи с Правилами, являющимися неотъемлемой частью Соглашения.

Основаны на ошибочном толковании норм материального права доводы административного истца о том, что применение понятий и таможенных процедур, используемых в ТК ТС в отношении продукции морского промысла российского происхождения, которая ввозится из района промысла, находящегося за пределами территории какого-либо государства, не соответствует статье 203 Федерального закона N 311-ФЗ, в нарушение Постановления от 19 марта 2008 г. N 184 создает необоснованные административные барьеры на пути доставки российской продукции морского промысла на российский берег.

Таможенным законодательством не предусмотрено принятие таможенным органом решения о стране происхождения товаров на этапе прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза.

В силу требований статьи 58 ТК ТС и части 3 статьи 109 Федерального закона N 311-ФЗ страна происхождения товаров заявляется декларантом при таможенном декларировании товаров с предоставлением подтверждающих документов. В свою очередь, во время декларирования заявляется та страна происхождения товаров, в которой в соответствии с пунктом 3 Правил были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товара, отвечающие критериям достаточной переработки, установленным Правилами.

Таким образом, определение страны происхождения продукции морского промысла на основании положений пункта 3 Правил не влияет на статус спорной продукции и необходимость ее помещения под соответствующую таможенную процедуру, которая возникает в случае, если ввозимые товары имеют статус иностранных товаров (статья 202 ТК ТС).

Если же ввозимые товары имеют статус товаров таможенного союза, необходимость их помещения под таможенную процедуру отсутствует.

Порядок совершения таможенных операций в отношении судов рыбопромыслового флота и продукции морского промысла регламентирован не только оспариваемым Приказом, но и Постановлением от 19 марта 2008 г. N 184, пунктом 3 которого Федеральной службе безопасности Российской Федерации, ФТС России, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации, Федеральному агентству по рыболовству и Федеральному агентству по обустройству государственной границы Российской Федерации в соответствии со сферами ведения Правительством Российской Федерации было поручено: при оформлении в морских портах в Российской Федерации захода (выхода) судов рыбопромыслового флота, а также ввоза (вывоза) уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции обеспечить применение уведомительного порядка и осуществление выборочного государственного контроля; привести в месячный срок ведомственные нормативные правовые акты по вопросам оформления захода (выхода) судов рыбопромыслового флота, а также ввоза (вывоза) уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции в морские порты в Российской Федерации и осуществления государственного контроля в морских портах в Российской Федерации в отношении судов рыбопромыслового флота, ввоза (вывоза) уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции в соответствие с Постановлением; разработать и представить в установленном порядке до 1 июня 2008 г. в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов по вопросам совершенствования порядка оформления захода (выхода) судов рыбопромыслового флота, а также ввоза (вывоза) уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции в морских портах в Российской Федерации и осуществления государственного контроля в морских портах в Российской Федерации в отношении судов рыбопромыслового флота, ввоза (вывоза) уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции с учетом уведомительного порядка их оформления и необходимости осуществления выборочного государственного контроля.

Во исполнение указанного поручения ФТС России был издан приказ от 4 марта 2009 г. N 378 "Об утверждении порядка совершения таможенных операций в отношении продукции морского промысла, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации рыбопромысловыми судами" (зарегистрирован в Минюсте России 27 марта 2009 г. N 13611) (далее - Приказ N 378).

В дальнейшем в связи с принятием ТК ТС ФТС России был издан оспариваемый Приказ, а Приказ N 378 признан утратившим силу.

Принимая во внимание, что положения пунктов 1 и 3 Приказа в оспариваемой части не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества "Южморрыбфлот" о признании частично недействующими пунктов 1 и 3 приказа Федеральной таможенной службы от 15 января 2013 г. N 40 "О порядке совершения таможенных операций при ввозе в Российскую Федерацию на таможенную территорию Таможенного союза в целях проведения государственного контроля продукции морского промысла, добытой (выловленной) и/или произведенной за пределами территориального моря Российской Федерации при осуществлении промышленного рыболовства, а также при вывозе такой продукции из Российской Федерации с таможенной территории Таможенного союза" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА