ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 сентября 2017 г. N АКПИ17-500

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Борисовой Л.В.,

при секретаре С.В.,

с участием прокурора Коробкова Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Б. о признании недействующим абзаца пятого пункта 4 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 г. N 384,

установил:

согласно абзацу пятому пункта 4 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава (далее - Положение), если работник летно-испытательного состава в течение года не участвовал в летных испытаниях, но имел иной налет (транспортный, в порядке летной подготовки и т.д.), сроки выслуги лет исчисляются в порядке, установленном для назначения пенсий летному составу гражданской авиации.

Гражданин Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца пятого пункта 4 Положения, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статье 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статье 7.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 г. N 883 "О некоторых вопросах пенсионного обеспечения граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава" и нарушают его право на пенсионное обеспечение как работника летно-испытательного состава, поскольку допускают возможность не включать в выслугу лет работникам летно-испытательного состава иной налет (транспортный, в порядке летной подготовки и т.д.) во время работы на соответствующих должностях летно-испытательного состава, дающих право на пенсию за выслугу лет.

В суде представитель административного истца адвокат Суровцов Ю.А. поддержал заявленные требования.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (поручение от 3 июля 2017 г. N ОГ-П12-4269).

Представители Правительства Российской Федерации С.М., К. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца на пенсионное обеспечение.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителя административного истца адвоката Суровцова Ю.А., представителей Правительства Российской Федерации С.М., К., специалиста С.И., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Оспариваемое Положение издано в соответствии со статьей 83 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" (в соответствии с Федеральным законом от 14 января 1997 г. N 19-ФЗ - Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации"), наделяющий Правительство Российской Федерации полномочиями утверждать правила исчисления выслуги и назначения пенсий.

Текст нормативного правового акта доведен до сведения неопределенного круга лиц путем размещения в информационно-справочных системах "Гарант", "Консультант Плюс".

Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", определяя условия назначения пенсий гражданам из числа работников летно-испытательного состава, в статье 7.2 предусматривает, что список соответствующих должностей, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Действующий Федеральный закон "О страховых пенсиях" сохраняет за Правительством Российской Федерации данные полномочия (часть 2 статьи 31). Указанный Федеральный закон предусматривает, что страховая пенсия по старости назначается независимо от возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 и не менее 20 лет в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 20 и 15 лет в летно-испытательном составе на указанных работах (часть 1 статьи 31).

Граждане Российской Федерации из числа работников летно-испытательного состава, занятых в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, в соответствии с пунктом 1 статьи 7.2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья при выслуге не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.

Правительство Российской Федерации, исходя из предоставленных ему дискреционных полномочий по установлению правил исчисления периодов работы, в абзаце пятом пункта 4 Положения установило право на включение в необходимую выслугу лет иного налета (транспортного, в порядке летной подготовки и т.д.) для работников летно-испытательного состава, которые в течение года не участвовали в летных испытаниях, что является, по сути, дополнительной гарантией для работников летно-испытательного состава.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 29 мая 2014 г. N 1038-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Б. на нарушение его конституционных прав абзацем пятым пункта 4 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава", данная норма направлена на обеспечение максимально возможного учета периодов занятости на должностях летно-испытательного состава, в том числе в случаях, когда работник не участвовал непосредственно в летных испытаниях, носит гарантийный характер и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан (заявителя).

Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 г. N 883 "О некоторых вопросах пенсионного обеспечения граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава" не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет его на предмет соответствия федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Указанное постановление Правительства Российской Федерации имеет равную юридическую силу с оспариваемым нормативным правовым актом.

Ссылки административного истца на решение Жуковского городского суда Московской области от 22 марта 2013 г. по гражданскому делу N 2-138/2013, которым ему отказано в удовлетворении исковых требований к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 28 по г. Москве и Московской области о признании незаконным отказа в переводе с досрочной трудовой пенсии по старости как работника летного состава гражданской авиации на трудовую пенсию по старости как работника летно-испытательного состава, не свидетельствуют о том, что применение на практике оспариваемых положений нормативного правового акта не соответствует их истолкованию, выявленному судом с учетом места данного акта в системе нормативных правовых актов.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Б. о признании недействующим абзаца пятого пункта 4 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 г. N 384, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО
Л.В.БОРИСОВА