ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 июня 2017 г. N АКПИ17-259

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению С. о признании частично недействующим абзаца пятого пункта 55 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153,

установил:

согласно абзацу пятому пункта 55 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы в договоре купли-продажи должны быть указаны реквизиты сертификата (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший сертификат) и банковского счета, с которого будут осуществляться операции по оплате жилого помещения (жилых помещений), приобретаемого на основании договора купли-продажи (далее - Правила).

Гражданка С. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующим абзаца пятого пункта 55 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", статье 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" и нарушают ее права на свободное распоряжение персональными данными, составляющими банковскую тайну. Она является владельцем государственного жилищного сертификата о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Оспариваемые положения нормативного правового акта предусматривают указание в договоре купли-продажи жилого помещения ее персональных данных в виде номера банковского счета, что затрагивает ее права, так как после подписания договора купли-продажи он передается оператору Росреестра, затем регистратору Росреестра, после регистрации договора один экземпляр его передается продавцу (продавцам), честность, добросовестность и законопослушность которых никто не гарантирует, то есть ее персональные данные становятся известными посторонним лицам.

Административный истец С. и ее представитель по доверенности М. извещены о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 12 апреля 2017 г. N СП-П9-2200).

Представитель Правительства Российской Федерации Ц. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, а оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Р., объяснения представителя Правительства Российской Федерации Ц., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правительство Российской Федерации в соответствии со статьями 13 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.

Граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" имеют право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений. Согласно статье 10 данного Федерального закона порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации.

Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем, постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, утверждены оспариваемые Правила (действуют с последующими изменениями и дополнениями в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. N 1266, от 29 декабря 2016 г. N 1540).

Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 27 марта 2006 г., N 13, "Российской газете" 5 апреля 2006 г.

Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.

Раздел V Правил регулирует порядок оплаты приобретаемого жилищного сертификата.

Абзац пятый пункта 55 Правил содержит требование к договору купли-продажи жилого помещения, приобретаемого за счет средств федерального бюджета, и предусматривает, что в договоре должны быть указаны наряду с реквизитами сертификата, реквизиты банковского счета, с которого будут осуществляться операции по оплате жилого помещения.

Такое правовое регулирование осуществлено Правительством Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных ему законодателем, и не противоречит законодательству Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Правила устанавливают, что социальная выплата предоставляется владельцу сертификата в безналичной форме путем зачисления средств федерального бюджета на его банковский счет, открытый в банке. Владелец сертификата сдает его в банк по месту приобретения жилого помещения или по месту пребывания сертификата для заключения договора банковского счета и открытия банковского счета. Кредитные организации осуществляют учет средств жилищных субсидий, предоставленных гражданам из федерального бюджета.

Платежи на территории Российской Федерации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов (пункт 1 статьи 140); безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета (пункт 3 статьи 861).

В силу пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Порядок и форма расчетов по договору купли-продажи жилого помещения, приобретаемого за счет средств федерального бюджета, являются необходимыми условиями для договоров данного вида.

Безналичный порядок расчетов предусматривает указание в договоре реквизитов как плательщика, так и покупателя, что не может рассматриваться как разглашение банковской тайны применительно к требованиям статьи 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

Согласно пункту 5 части 1 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных" обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления С. о признании частично недействующим абзаца пятого пункта 55 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО
А.М.НАЗАРОВА