ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 июня 2017 г. N АКПИ17-258

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лардекс" о признании недействующими пунктов 5.1.2, 5.1.3, 5.4.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. N 228, частично пунктов 3, 7, 8, 9, 11, 11(1), 14, 15, 18 Правил регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 г. N 539, подпункта "к" пункта 5 Положения о Государственной комиссии по радиочастотам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2004 г. N 336,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. N 228 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 23 марта 2009 г., N 12, "Российской газете" 24 марта 2009 г.

Правила регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 г. N 539.

Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 18 октября 2004 г., N 42, "Российской газете" 21 октября 2004 г.

Положение о Государственной комиссии по радиочастотам утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2004 г. N 336.

Нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" 8 июля 2004 г., Собрании законодательства Российской Федерации 12 июля 2004 г., N 28.

ООО "Лардекс" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 5.1.2, 5.1.3, 5.4.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, частично пунктов 3, 7, 8, 9, 11, 11(1), 14, 15, 18 Правил регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подпункта "к" пункта 5 Положения о Государственной комиссии по радиочастотам, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативных правовых актов не соответствуют нормам Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи", Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и нарушают права административного истца, являющегося оператором связи.

В суде представители административного истца ООО "Лардекс" Ю., Р.М., М.А. поддержали заявленные требования и пояснили, что отказ ООО "Лардекс" в продлении и прекращение его права на использование радиочастотного спектра в ранее выделенной полосе радиочастот 1797,5-1802,5 Мгц по материалам неуполномоченного органа нарушает права административного истца на осуществление предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг связи.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (поручение от 21 апреля 2017 г. N СП-П10-2514).

Представители Правительства Российской Федерации Р.А., З., М.Н. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативных правовых актов соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Р.Н., объяснения представителей ООО "Лардекс" Ю., Р.М., М.А., Правительства Российской Федерации Р.А., З., М.Н., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" относит к полномочиям Правительства Российской Федерации, которое распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти (часть четвертая статьи 12).

Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций определяет статус Роскомнадзора как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы (пункт 1).

В пункте 5 указанного Положения определены полномочия данного органа, в том числе по присвоению (назначению) радиочастот или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств на основании решения Государственной комиссии по радиочастотам (пункт 5.1.2); регистрации присвоения (назначения) радиочастот и радиочастотных каналов (пункт 5.1.3); регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения (пункт 5.4.2).

Федеральный закон "О связи" предусматривает регистрацию средств связи, иных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, являющихся источниками электромагнитного излучения, наделяя Правительство Российской Федерации полномочиями по определению порядка их регистрации (пункт 5 статьи 22).

Правила регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств устанавливают порядок регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, используемых на территории Российской Федерации и территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (далее - Правила).

Согласно пункту 3 Правил регистрация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств осуществляется Роскомнадзором.

В соответствии с пунктом 7 Правил регистрация осуществляется по заявлению владельца радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или их пользователя, подаваемому на бумажном носителе или в форме электронного документа, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", официального сайта территориального органа Роскомнадзора.

Пункт 8 Правил предусматривает необходимые реквизиты такого заявления, а в пункте 9 Правил указано, в какой территориальный орган Роскомнадзора следует его подавать, если радиоэлектронное средство и (или) высокочастотное устройство планируется использовать на территории нескольких субъектов Российской Федерации.

В пункте 11 Правил определены действия территориального органа Роскомнадзора по рассмотрению заявления, принятию решения и выдаче заявителю свидетельства о регистрации или мотивированного уведомления об отказе в такой регистрации.

Свидетельство о регистрации или мотивированное уведомление об отказе в такой регистрации может быть создано в форме электронного документа (пункт 11.1).

В соответствии с пунктом 14 Правил свидетельство о регистрации оформляется отдельно на каждое радиоэлектронное средство и (или) высокочастотное устройство. Оно является именным документом и дает его владельцу право на использование радиоэлектронного средства и (или) высокочастотного устройства.

Пункт 15 Правил устанавливает порядок перерегистрация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.

Сведения о высокочастотных устройствах и об их владельцах, о радиоэлектронных средствах и об их владельцах и пользователях согласно пункту 18 Правил предоставляются Роскомнадзором, его территориальными органами или операторами связи государственным органам в соответствии с их полномочиями в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Доводы административного истца о противоречии пунктов 5.1.2, 5.1.3. 5.4.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, пунктов 3, 7, 8, 9, 11, 11(1), 14, 15, 18 Правил регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств в части возложения на Роскомнадзор полномочий по регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств законодательству Российской Федерации являются несостоятельными.

Правительство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (статья 23).

В силу статьи 12 указанного Федерального конституционного закона утверждение положений о федеральных органах исполнительной власти, а также распределение функций между федеральными органами исполнительной власти относится к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации.

Указ Президента Российской Федерации "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" регулирует вопросы, связанные с системой и структурой федеральных органов исполнительной власти. Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, в соответствии с пунктом 2 названного Указа определяются постановлением Правительства Российской Федерации.

Согласно подпункту "б" данного пункта под функциями по контролю и надзору понимаются осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных общеобязательных правил поведения; выдача разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления, и не определяет полномочия федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона "О связи" положение о государственной комиссии по радиочастотам и ее состав утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, осуществляя свои полномочия по регулированию отношений, связанных с деятельностью в области связи, постановлением от 2 июля 2004 г. N 336 утвердило Положение о Государственной комиссии по радиочастотам (далее - Положение).

Пункт 5 Положения определяет полномочия Государственной комиссии по радиочастотам и относит к ним, в частности, рассмотрение представляемых уполномоченными федеральными органами исполнительной власти материалов о невыполнении пользователями радиочастотного спектра условий, установленных решениями Комиссии (подпункт "к").

Такое правовое регулирование соответствует нормам Федерального закона "О связи".

В Российской Федерации регулирование использования радиочастотного спектра в силу пункта 2 статьи 22 указанного Федерального закона осуществляется межведомственным коллегиальным органом по радиочастотам при федеральном органе исполнительной власти в области связи (государственная комиссия по радиочастотам), обладающим всей полнотой полномочий в области регулирования радиочастотного спектра.

В случае выявления нарушения условий, установленных при выделении полосы радиочастот либо присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала, разрешение на использование радиочастотного спектра пользователями радиочастотным спектром для радиоэлектронных средств гражданского назначения может быть приостановлено органом, выделившим полосу радиочастот либо присвоившим (назначившим) радиочастоту или радиочастотный канал в соответствии с пунктами 2 и 3 данной статьи на срок, необходимый для устранения этого нарушения, но не более чем на девяносто дней (пункт 10 статьи 24 "Федерального закона "О связи").

В пункте 11 этой статьи установлены основания, при наличии которых разрешение на использование радиочастотного спектра прекращается во внесудебном порядке или срок действия такого разрешения не продлевается. В частности, таким основанием является невыполнение пользователем радиочастотным спектром условий, установленных в решении о выделении полосы радиочастот либо присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала.

Согласно Федеральному закону "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" определение федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных федеральных органов исполнительной власти и их полномочий осуществляются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации (статья 4).

Оспариваемые положения нормативных правовых актов являются ясными и определенными, их применение не вызывает неоднозначного толкования.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Лардекс" о признании недействующими пунктов 5.1.2, 5.1.3, 5.4.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. N 228, частично пунктов 3, 7, 8, 9, 11, 11(1), 14, 15, 18 Правил регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 г. N 539, подпункта "к" пункта 5 Положения о Государственной комиссии по радиочастотам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2004 г. N 336, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО
А.М.НАЗАРОВА