ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 февраля 2018 г. N АКПИ17-1021

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре Т.П.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Т.С. о признании частично недействующими абзацев восьмого и девятого пункта 3, абзаца десятого пункта 4, абзацев шестого и десятого пункта 7, абзацев шестого и десятого пункта 8, абзацев шестого и десятого пункта 9 Правил указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 г. N 107н,

установил:

приказом Министерства финансов Российской Федерации (далее также - Минфин России) от 12 ноября 2013 г. N 107н утверждены Правила указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (приложение N 1) (далее - Правила).

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2013 г., регистрационный номер 30913, опубликован в "Российской газете" 24 января 2014 г., действует в редакции приказа Минфина России от 5 апреля 2017 г. N 58н.

Гражданка Т.С. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующими абзацев восьмого и девятого пункта 3, абзаца десятого пункта 4, абзацев шестого и десятого пункта 7, абзацев шестого и десятого пункта 8, абзацев шестого и десятого пункта 9 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют подпункту 1 пункта 1, пунктам 1.1 и 1.4 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Административный истец указывает, что она обратилась в УВМ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по вопросу оформления гражданства и паспорта гражданина Российской Федерации. В процессе первичного оформления паспорта гражданина Российской Федерации (ранее Т.С. не получала паспорт гражданина Российской Федерации) потребовалась оплата государственной пошлины в размере 300 рублей. Поскольку у нее отсутствовал ИНН, она была вынуждена указать чужой ИНН и только благодаря этому смогла оплатить государственную пошлину и получить паспорт гражданина Российской Федерации. Аналогичным образом она не смогла исполнить обязанность, предусмотренную оспариваемыми Правилами, и указать свой ИНН при оплате государственной пошлины за подачу административного искового заявления.

Оспариваемые положения нормативного правового акта не позволяют лицам, не имеющим документов, удостоверяющих личность (паспортов), ИНН, места жительства и места пребывания, оплачивать государственные пошлины, оплата которых необходима при обращении за выдачей паспорта, по вопросам гражданства, а также в суд, и, как следствие, реализовать права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и законами.

В суде представитель административного истца Т.С. по доверенности Я. поддержала заявленные требования.

Представители административных ответчиков Министерства финансов Российской Федерации Ш., Министерства юстиции Российской Федерации К. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.

Выслушав объяснения Я., представляющей интересы административного истца Т.С., представителей Минфина России Ш., Минюста России К., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает, что поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (абзац первый пункта 7 статьи 45).

Регулируя порядок оказания платежных услуг, Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" определяет, что распоряжение клиента должно содержать информацию, позволяющую осуществить перевод денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов. Перечень реквизитов перевода, необходимых для учета поступления платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, иных платежей, поступающих на счета органов Федерального казначейства, и платежей за выполнение работ, оказание услуг бюджетными и автономными учреждениями, а также форма распоряжения клиента - физического лица для осуществления указанных платежей устанавливается Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Банком России (часть 1 статьи 8).

Во исполнение требований, предусмотренных федеральным законодателем, Министерство финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации утвердило оспариваемые Правила, которые устанавливают порядок указания (заполнения) информации в реквизитах "ИНН" плательщика, "КПП" плательщика, "Плательщик", "ИНН" получателя средств, "КПП" получателя средств и "Получатель" при составлении распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации на счета, открытые органам Федерального казначейства в подразделениях Банка России на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации".

Идентификация плательщика - физического лица или идентификация платежа в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по смыслу Федерального закона "О национальной платежной системе" и Правил осуществляется исключительно в целях правильного зачисления поступившего от плательщика платежа на статьи доходов бюджета соответствующего уровня по кодам бюджетной классификации, закрепленным за соответствующими администраторами доходов бюджетов. При этом под идентификаторами сведений о плательщиках и (или) платежах понимаются только применяемые буквенно-цифровые коды, указанные в Правилах.

Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений Правил подпункту 1 пункта 1, пунктам 1.1 и 1.4 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" являются несостоятельными, поскольку данные нормы имеют иной предмет правового регулирования.

Названный Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом. В статье 7 устанавливаются права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Согласно абзацу восьмому пункта 3 Правил значение ИНН плательщика - физического лица, за исключением индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, глав крестьянских (фермерских) хозяйств, может не указываться при условии указания в реквизите "108" распоряжения о переводе денежных средств идентификатора сведений о физическом лице или указания в реквизите "Код" распоряжения о переводе денежных средств уникального идентификатора начисления в соответствии с Правилами. При отсутствии уникального идентификатора начисления составитель указывает в распоряжении о переводе денежных средств адрес регистрации по месту жительства плательщика - физического лица или адреса регистрации по месту пребывания (при отсутствии у физического лица места жительства). В случае отсутствия у плательщика - физического лица ИНН и уникального идентификатора начисления, указание в распоряжении о переводе денежных средств иного идентификатора сведений о физическом лице является обязательным.

Из содержания абзаца восьмого пункта 3 Правил следует, что при отсутствии у плательщика - физического лица ИНН и уникального идентификатора начисления в распоряжении о переводе денежных средств им может быть указан любой идентификатор сведений о физическом лице. По своей правовой природе данная норма Правил является альтернативной, поскольку предоставляет возможность выбора плательщиками одного или нескольких обозначенных вариантов действий.

Так, в качестве идентификатора сведений о физическом лице согласно пункту 6 приложения N 4 к приказу Минфина России от 12 ноября 2013 г. N 107н используются страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации (СНИЛС), серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства в органах Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также иные идентификаторы сведений о физическом лице, применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Каждому идентификатору сведений о физическом лице согласно абзацу третьему пункта 6 данного приложения соответствует двузначное значение типа идентификатора сведений о физическом лице, которое, в свою очередь, соответствует определенному документу, идентифицирующему физическое лицо. Так, "01" соответствует паспорту гражданина РФ, "06" - временному удостоверению личности, "08" - паспорту иностранного гражданина, "13" - паспорту гражданина СССР.

Абзац девятый пункта 3 Правил предусматривает, что кредитные организации, платежные агенты, организации федеральной почтовой связи при составлении платежных поручений на общую сумму принятых к исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации распоряжений о переводе денежных средств в уплату налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей (за исключением таможенных платежей) в бюджетную систему Российской Федерации, уплачиваемых физическими лицами, информация по которым указывается в реестре в соответствии с Положением Банка России от 29 июня 2012 г. N 384-П "О платежной системе Банка России", указывают идентификатор сведений о физическом лице, а также адрес регистрации по месту жительства или адрес регистрации по месту пребывания (при отсутствии у физического лица места жительства) плательщика - физического лица, из принятого к исполнению распоряжения о переводе денежных средств в реквизитах реестра, сформированного к платежному поручению на общую сумму с реестром.

Из содержания данной нормы Правил следует, что при неуказании плательщиком в распоряжении о переводе денежных средств ИНН, адреса регистрации по месту жительства или по месту пребывания кредитные организации, платежные агенты, организации почтовой связи указывают в платежном поручении с учетом положений пункта 6 Правил приложения N 4 идентификатор личности, указанный плательщиком.

Положения абзаца девятого пункта 3 Правил не затрагивают прав административного истца, поскольку адресованы кредитным организациям, платежным агентам, организациям федеральной почтовой связи при составлении платежных поручений на общую сумму полученных платежей от плательщиков и оформлении реестров на такую сумму указывать в соответствующих реквизитах реестров идентификаторы сведений о плательщиках - физических лицах, а также адреса по месту жительства или пребывания, как они указаны в принятых данными организациями распоряжениях от плательщиков на уплату налогов, таможенных платежей, страховых взносов, сборов и иных платежей.

При этом данные реестры являются производными и обобщающими документами, поскольку оформляются на общую сумму полученных платежей, например, за операционный день.

В соответствии с абзацем десятым пункта 4 Правил плательщики налоговых, таможенных платежей, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации при составлении распоряжений о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации указывают в реквизитах:

для иных физических лиц - фамилию, имя, отчество (при его наличии) и адрес регистрации по месту жительства или адрес регистрации по месту пребывания (при отсутствии места жительства). До и после информации об адресе регистрации по месту жительства или адресе регистрации по месту пребывания (при отсутствии у физического лица места жительства) указывается знак "//". Адрес регистрации по месту жительства или адрес регистрации по месту пребывания (при отсутствии у физического лица места жительства) в реквизите "Плательщик" не указывается при указании в распоряжении о переводе денежных средств уникального идентификатора начисления из извещения физического лица, заполненного за налогоплательщика налоговым органом.

Абзац десятый пункта 4 Правил допускает неуказание в реквизите "Плательщик" распоряжения о переводе денежных средств адреса регистрации по месту жительства или адреса регистрации по месту пребывания при указании в распоряжении УИН из извещения физического лица, заполненного за налогоплательщика налоговым органом. Следовательно, данные положения Правил не затрагивают прав административного истца и не возлагают на него обязанностей, поскольку предусматривают указание УИН налоговым органом в распоряжении на перевод денежных средств в случае предъявления налоговым органом налогоплательщику извещения об уплате налога.

В силу абзацев шестого и десятого пункта 7 Правил кредитные организации (филиалы кредитных организаций):

при составлении платежных поручений на общую сумму с реестром в уплату налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей (за исключением таможенных платежей) в бюджетную систему Российской Федерации, уплачиваемых физическими лицами, указывают в реквизитах платежного поручения:

ИНН (при его наличии), фамилию, имя, отчество (при его наличии) и адрес регистрации по месту жительства или адрес регистрации по месту пребывания (при отсутствии у физического лица места жительства) плательщика - физического лица или в случае составления распоряжения о переводе денежных средств законным, уполномоченным представителем или иным лицом ИНН (при его наличии) физического лица, ИНН индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, главы крестьянского (фермерского) хозяйства, чья обязанность по уплате налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации исполняется, фамилию, имя, отчество (при его наличии) законного, уполномоченного представителя или иного физического лица, составившего распоряжение о переводе денежных средств, указываются в соответствующих реквизитах реестра, сформированного к платежному поручению на общую сумму с реестром;

при составлении распоряжений о переводе денежных средств без открытия счета, принятых от физических лиц, в уплату налоговых, таможенных платежей, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации по каждому платежу физического лица указывают в реквизитах:

"Плательщик" - наименование кредитной организации (филиала кредитной организации), осуществляющей перевод денежных средств на счет получателя средств, и информацию о плательщике - физическом лице: фамилию, имя, отчество (при его наличии), адрес регистрации по месту жительства или адрес регистрации по месту пребывания (при отсутствии у физического лица места жительства) физического лица. Для выделения информации о плательщике - физическом лице используется знак "//".

В абзацах шестом и десятом пункта 8 Правил закреплено, что платежные агенты (субагенты):

при составлении платежных поручений на общую сумму с реестром на перевод денежных средств в уплату иных платежей (за исключением налоговых, таможенных платежей и страховых взносов) в бюджетную систему Российской Федерации, принятых от плательщиков - физических лиц, указывают в реквизитах:

ИНН (при его наличии), фамилию, имя, отчество (при его наличии) и адрес регистрации по месту жительства или адрес регистрации по месту пребывания (при отсутствии у физического лица места жительства) плательщика - физического лица указываются в соответствующих реквизитах реестра, сформированного к платежному поручению на общую сумму с реестром;

при составлении распоряжений о переводе денежных средств в уплату иных платежей (за исключением налоговых, таможенных платежей и страховых взносов) в бюджетную систему Российской Федерации по каждому платежу физического лица указывают в реквизитах:

"Плательщик" - наименование платежного агента (субагента), осуществляющего перевод денежных средств на счет получателя средств, и информацию о плательщике - физическом лице: фамилию, имя, отчество (при его наличии), адрес регистрации по месту жительства или адрес регистрации по месту пребывания (при отсутствии у физического лица места жительства) физического лица. Для выделения информации о плательщике - физическом лице используется знак "//".

В абзацах шестом и десятом пункта 9 Правил установлено, что организации федеральной почтовой связи:

при составлении платежных поручений на общую сумму с реестром на перевод денежных средств в уплату иных платежей (за исключением налоговых платежей, страховых взносов и таможенных платежей) в бюджетную систему Российской Федерации, принятых от плательщиков - физических лиц, указывают в реквизитах:

ИНН (при его наличии), фамилию, имя, отчество (при его наличии) и адрес регистрации по месту жительства или адрес регистрации по месту пребывания (при отсутствии у физического лица места жительства) плательщика - физического лица указываются в соответствующих реквизитах реестра, сформированного к платежному поручению на общую сумму с реестром;

при составлении распоряжений о переводе денежных средств в уплату налоговых, таможенных платежей, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации по каждому платежу физического лица указывают в реквизитах:

"Плательщик" - наименование организации федеральной почтовой связи, осуществляющей перевод денежных средств на счет получателя средств и информацию о плательщике - физическом лице: фамилию, имя, отчество (при его наличии), адрес регистрации по месту жительства или адрес регистрации по месту пребывания (при отсутствии у физического лица места жительства) физического лица. Для выделения информации о плательщике - физическом лице используется знак "//".

Абзацы шестой и десятый пункта 7, шестой и десятый пункта 8, шестой и десятый пункта 9 Правил устанавливают требования к кредитным организациям, платежным агентам (субагентам), организациям федеральной почтовой связи при составлении платежных поручений на общую сумму с реестром на перевод денежных средств в уплату иных платежей в бюджетную систему и не затрагивают прав административного истца.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Т.С. о признании частично недействующими абзацев восьмого и девятого пункта 3, абзаца десятого пункта 4, абзацев шестого и десятого пункта 7, абзацев шестого и десятого пункта 8, абзацев шестого и десятого пункта 9 Правил указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 г. N 107н, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ