ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 сентября 2016 г. N АКПИ16-713

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медицинское учреждение "Центурия" о признании недействующими подпунктов 5, 6, 7 пункта 6 порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), утвержденного

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 сентября 2016 г. N АКПИ16-713

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медицинское учреждение "Центурия" о признании недействующими подпунктов 5, 6, 7 пункта 6 порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), утвержденного

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 сентября 2016 г. N АКПИ16-713

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медицинское учреждение "Центурия" о признании недействующими подпунктов 5, 6, 7 пункта 6 порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), утвержденного

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 сентября 2016 г. N АКПИ16-713

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медицинское учреждение "Центурия" о признании недействующими подпунктов 5, 6, 7 пункта 6 порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2015 г. N 344н,

установил:

приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2015 г. N 344н утвержден порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) (далее - Порядок). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 марта 2016 г., N 41376, официально опубликован 15 марта 2016 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 21 марта 2016 г. в "Российской газете".

Пунктом 6 Порядка установлено, что медицинское освидетельствование включает в себя осмотры и обследования врачами-специалистами, инструментальное и лабораторные исследования: осмотр врачом-терапевтом или осмотр врачом общей практики (семейным врачом) (подпункт 1); осмотр врачом-офтальмологом (подпункт 2); обследование врачом-психиатром (подпункт 3); обследование врачом-психиатром-наркологом (подпункт 4); осмотр врачом-неврологом (обязателен при медицинском освидетельствовании водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) категорий "C", "D", "CE", "DE", "Tm", "Tb" и подкатегорий "C1", "D1", "C1E", "D1E". Для водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) иных категорий и подкатегорий транспортных средств осмотр врачом-неврологом проводится по направлению врача-терапевта или врача общей практики (семейного врача) в случае выявления симптомов и синдромов заболевания (состояния), являющегося медицинским противопоказанием, медицинским показанием или медицинским ограничением к управлению транспортным средством) (подпункт 5); осмотр врачом-оториноларингологом (для водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) категорий "C", "D", "CE", "DE", "Tm", "Tb" и подкатегорий "C1", "D1", "C1E", "D1E") (подпункт 6); электроэнцефалография (обязательна при медицинском освидетельствовании водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) категорий "C", "D", "CE", "DE", "Tm", "Tb" и подкатегорий "C1", "D1", "C1E", "D1E". Для водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) иных категорий и подкатегорий транспортных средств по направлению врача-невролога в случае выявления симптомов и синдромов заболевания (состояния), являющегося медицинским противопоказанием к управлению транспортным средством) (подпункт 7); определение наличия психоактивных веществ в моче (при выявлении врачом-психиатром-наркологом симптомов и синдромов заболевания (состояния), являющегося медицинским противопоказанием к управлению транспортными средствами) (подпункт 8); качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови (при выявлении врачом-психиатром-наркологом симптомов и синдромов заболевания (состояния), являющегося медицинским противопоказанием к управлению транспортными средствами) (подпункт 9).

Общество с ограниченной ответственностью "Медицинское учреждение "Центурия" (далее - Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими подпунктов 5, 6 и 7 пункта 6 Порядка в части, предусматривающей обязательность осмотра врачом-неврологом, врачом-оториноларингологом, проведения электроэнцефалографии лишь при медицинском освидетельствовании водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) категорий "C", "D", "CE", "DE", "Tm", "Tb" и подкатегорий "C1", "D1", "C1E", "D1E", и не устанавливающих такую обязанность для водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) категорий "A", "B", "BE", "M", подкатегорий "A1", "B1", указывая на то, что оспариваемые положения Порядка противоречат пункту 8 перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством и пункту 17 перечня медицинских показаний к управлению транспортным средством, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1604, абзацу четвертому раздела "Медицинские психиатрические противопоказания для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности, связанной с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов" Перечня медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 377. По мнению административного истца, выявление заболеваний, указанных в пунктах приведенных выше перечней и препятствующих управлению транспортным средством любой категории, невозможно без осмотра врачей - специалистов и проведения исследования, названных в оспариваемых положениях пункта 6 Порядка.

Административный истец считает, что пункт 6 Порядка в оспариваемой части нарушает его права и интересы, поскольку будучи медицинской организацией Общество несет публичную ответственность за нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров.

В судебном заседании представитель административного истца адвокат Толстиков А.В. и генеральный директор Общества Н. поддержали заявленное требование, просили его удовлетворить.

Министерство здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России) и Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в письменных возражениях указали, что оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в пределах предоставленной законодательством Российской Федерации компетенции, оспариваемые положения Порядка не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

В судебном заседании представитель Минздрава России А. и представитель Минюста России К.А. просили отказать в удовлетворении административного иска.

Выслушав объяснения сторон, пояснения специалиста К.С., проверив соответствие нормативного правового акта в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) предусмотрено медицинское обеспечение безопасности дорожного движения, которое включает в себя обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств и кандидатов в водители транспортных средств (пункт 1 статьи 23).

В соответствии с пунктом 7 статьи 23 поименованного закона порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования, форма медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, порядок выдачи указанного медицинского заключения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608, к полномочиям Минздрава России отнесено принятие на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), порядка выдачи и формы медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (подпункты 5.2 и 5.2.75).

Во исполнение предоставленных полномочий, а также с соблюдением установленного порядка введения в действие и опубликования, Минздрав России утвердило Порядок.

Исходя из положений пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами. При этом статья 23.1 данного закона определяет, что медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством (пункт 1). Медицинскими показаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), при которых управление транспортным средством допускается при оборудовании его специальными приспособлениями, либо при использовании водителем транспортного средства специальных приспособлений и (или) медицинских изделий, либо при наличии у транспортного средства определенных конструктивных характеристик (пункт 2). Медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности безопасного управления транспортным средством определенных категорий, назначения и конструктивных характеристик (пункт 3). Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4).

Данной правовой норме корреспондирует пункт 2 оспариваемого Порядка, согласно которому медицинское освидетельствование проводится с целью определения наличия (отсутствия) у водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства) медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством в соответствии с перечнями медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1604 (далее - Постановление N 1604).

В вышеуказанные перечни входят заболевания, которые относятся к различным классам Международной классификации болезней МКБ-10, а именно: психические расстройства и расстройства поведения, в том числе связанные с употреблением психоактивных веществ; болезни нервной системы; болезни глаза и его придаточного аппарата; болезни уха и сосцевидного отростка; болезни кожи и подкожной клетчатки; болезни системы кровообращения; болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани; травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин; врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения.

Согласно части 1 статьи 65 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ) медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.

Под медицинским осмотром по смыслу части 1 статьи 46 указанного закона понимается комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.

Статья 2 названного закона определяет медицинское вмешательство как выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие, в том числе, диагностическую направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций (пункт 5); диагностику как - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных и иных исследований в целях определения, в том числе, диагноза (пункт 7).

В силу пункта 11 Порядка результаты проведенных в рамках медицинского освидетельствования осмотров и обследований (включая сведения об установлении (прекращении) диспансерного наблюдения по поводу заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством, заключения врачей-специалистов), инструментального и лабораторных исследований, а также обоснованный вывод о наличии (об отсутствии) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами вносятся в Медицинскую карту пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (форма N 025/у).

Медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами оформляется врачом-терапевтом или врачом общей практики (семейным врачом) на основании сведений, указанных в пункте 11 данного Порядка (пункт 12 Порядка).

Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н (далее - Единый квалификационный справочник), установлено, что врач-терапевт получает информацию о заболевании, применяет объективные методы обследования больного, выявляет общие и специфические признаки заболевания; врач общей практики (семейный врач) самостоятельно проводит обследование, диагностику, проводит осмотр и оценивает данные физического исследования пациента.

Им также определены требования к квалификации врача-терапевта и врача общей практики (семейного врача): для врача-терапевта - высшее профессиональное образование по одной из специальностей "Лечебное дело", "Педиатрия" и послевузовское профессиональное образование (интернатура и (или) ординатура) по специальности "Терапия" или профессиональная переподготовка при наличии послевузовского профессионального образования по специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)", сертификат специалиста по специальности "Терапия" без предъявления требований к стажу работы; для врача общей практики (семейного врача) - высшее профессиональное образование по одной из специальностей "Лечебное дело", "Педиатрия" и послевузовское профессиональное образование (ординатура) по специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)" или профессиональная переподготовка по специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)" при наличии послевузовского профессионального образования по специальности "Педиатрия" или "Терапия", сертификат специалиста по специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)", без предъявления требований к стажу работы.

Частью 4 статьи 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ закреплено, что обучение в интернатуре обеспечивает приобретение специалистом необходимого уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать должности медицинских работников и фармацевтических работников.

Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 февраля 2016 г. N 95, предусмотрено, что выпускник, освоивший программу специалитета, готов решать профессиональные задачи в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета, включая диагностику заболеваний и патологических состояний пациентов (пункт 4.4).

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1092 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 31.08.49 Терапия (уровень подготовки кадров высшей квалификации), согласно пункту 4.4 которого выпускник, освоивший программу ординатуры, также готов решать профессиональную задачу по диагностике заболеваний и патологических состояний пациентов на основе владения пропедевтическими, лабораторными, инструментальными и иными методами исследования.

Аналогичная правовая норма содержится в пункте 4.4 федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.54 Общая врачебная практика (семейная медицина) (уровень подготовки кадров высшей квалификации), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1097.

Таким образом, совокупность требуемой квалификации и должностных обязанностей врача-терапевта и врача общей практики (семейного врача) обеспечивает своевременное, всестороннее и объективное медицинское обследование водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) при проведении их медицинского освидетельствования в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ и Порядком.

Оспариваемым порядком урегулированы с учетом особенностей клинических случаев (наблюдений) вопросы проведения осмотров и обследований врачами-специалистами, необходимых для составления вывода о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, и направления на осмотр и обследование врачами-специалистами и исследования, не являющиеся в соответствии с пунктом 6 Порядка обязательными при медицинском освидетельствовании водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) отдельных категорий и входящих в них подкатегорий транспортных средств.

Особенности осмотров врачом-неврологом, врачом-оториноларингологом, а также направления на электроэнцефалографию, предусмотренные подпунктами 5, 6 и 7 пункта 6 Порядка, обусловлены как спецификой диагностики соответствующих неврологических заболеваний и заболеваний уха и сосцевидного отростка, так и необходимостью углубленного обследования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) категорий "C", "D", "CE", "DE", "Tm", "Tb" и подкатегорий "C1", "D1", "C1E", "D1E", которые преимущественно являются работниками юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Вместе с тем, подпунктами 5 и 7 не исключается при медицинском освидетельствовании водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) иных категорий и подкатегорий транспортных средств осмотр врачом-неврологом в случае, если врачом-терапевтом или врачом общей практики (семейного врача) выявлены симптомы и синдромы заболевания (состояния), являющегося медицинским противопоказанием, медицинским показанием или медицинским ограничением к управлению транспортным средством); а также проведение электроэнцефалографии в случае выявления врачом-неврологом симптомов и синдромов заболевания (состояния), являющегося медицинским противопоказанием к управлению транспортным средством.

Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений Порядка пункту 8 перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством и пункту 17 перечня медицинских показаний к управлению транспортным средством, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1604, являются несостоятельными. Приведенные административным истцом пункты перечней указывают на конкретное заболевание, являющееся либо медицинским противопоказанием, либо медицинским показанием к управлению транспортным средством, никаких предписаний, связанных с медицинским освидетельствованием водителей или кандидатов в водители транспортных средств, не содержат.

Не противоречит Порядок в оспариваемой части и Перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденному постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 377, который не подлежит применению в целях медицинского освидетельствования, установленного Федеральным законом 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ и оспариваемым порядком.

Поскольку оспариваемые положения не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы административного истца, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Медицинское учреждение "Центурия" о признании недействующими подпунктов 5, 6, 7 пункта 6 порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2015 г. N 344н, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА