ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 июля 2015 г. N АКПИ15-557

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению открытого акционерного общества "Объединенные электрические сети" об оспаривании абзацев первого и второго пункта 184 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 июля 2015 г. N АКПИ15-557

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению открытого акционерного общества "Объединенные электрические сети" об оспаривании абзацев первого и второго пункта 184 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 июля 2015 г. N АКПИ15-557

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению открытого акционерного общества "Объединенные электрические сети" об оспаривании абзацев первого и второго пункта 184 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 июля 2015 г. N АКПИ15-557

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению открытого акционерного общества "Объединенные электрические сети" об оспаривании абзацев первого и второго пункта 184 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения). Нормативный правовой акт опубликован 4 июня 2012 г. в Собрании законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 184 Основных положений определение объемов потребления электрической энергии потребителями коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (абзац первый). Определение объемов покупки электрической энергии, поставленной исполнителю коммунальных услуг в лице управляющей организации или товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, в том числе на вводе в многоквартирный дом, осуществляется в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (абзац второй).

Открытое акционерное общество "Объединенные электрические сети" (далее - Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими приведенных норм Основных положений, указывая на то, что они нарушают право заявителя на осуществление предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики в недискриминационных и стабильных условиях и получение платы за оказание услуги по передаче электрической энергии в полном объеме, а также противоречат положениям Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).

Представители заявителя Б. и С.Б. в судебном заседании требования поддержали.

Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России), представляющее в соответствии с поручением от 25 июня 2015 г. N СП-П9-4168 интересы Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в письменном отзыве указало, что оспариваемые положения действующему законодательству не противоречат, прав и законных интересов заявителя не нарушают.

Выслушав объяснения представителей заявителей, возражения представителей Правительства Российской Федерации С.А.Ю. и С.А.Г., проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Закон об электроэнергетике, устанавливая правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяя полномочия органов государственной власти по регулированию этих отношений, предусматривает, что Правительство Российской Федерации утверждает правила оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков, утверждает существенные условия договора о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности, а также утверждает правила организации учета электрической энергии на розничных рынках (статья 1, пункты 1 и 2 статьи 21, пункт 2 статьи 26).

Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительством Российской Федерации были утверждены Основные положения, в структуру которых входят правила организации учета электрической энергии на розничных рынках (раздел X).

Отношения по предоставлению коммунальных услуг и по поводу внесения платы за коммунальные услуги регулирует жилищное законодательство (пункты 10 и 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).

В силу статьи 154 ЖК РФ электроснабжение является видом коммунальных услуг.

Из положений части 1 статьи 157 ЖК РФ следует, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, который определяется по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с названной нормой Правительство Российской Федерации постановлением от 6 мая 2011 г. N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), а постановлением от 14 февраля 2012 г. N 124 - Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124).

Из изложенного следует, что оспариваемые предписания пункта 184 Основных положений полностью соответствуют нормам ЖК РФ, установившим порядок определения объема потребления коммунальных услуг, в том числе электроэнергии, являются отсылочными нормами и не содержат положений, нарушающих принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики, предусмотренные статьей 6 Закона об электроэнергетике, в частности соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики.

При этом ни одно из положений приведенных выше правил заявителем не оспаривается.

Между тем содержащееся во взаимосвязанных положениях абзацев первого и второго пункта 184 Основных положений и Правил N 354 и 124 правовое регулирование, принятое во исполнение Закона об электроэнергетике и ЖК РФ, с учетом особенностей регулируемых отношений направлено на обеспечение баланса интересов участников этих отношений в случаях нарушения условий договора об обеспечении надлежащего учета электрической энергии.

Требования заявителя указывают на его несогласие с применяемым порядком расчета объема потребленной электроэнергии, что не может служить основанием для признания оспариваемых норм недействующими.

Поскольку пункт 184 Основных положений в оспариваемой части не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы заявителя, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

установил:

в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Объединенные электрические сети" об оспаривании абзацев первого и второго пункта 184 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА