ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 июня 2015 г. N АКПИ15-380

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре С.С.,

с участием прокурора Коробкова Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению С.Л. о признании недействующим пункта 2.13 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, утвержденной

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 июня 2015 г. N АКПИ15-380

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре С.С.,

с участием прокурора Коробкова Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению С.Л. о признании недействующим пункта 2.13 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, утвержденной

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 июня 2015 г. N АКПИ15-380

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре С.С.,

с участием прокурора Коробкова Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению С.Л. о признании недействующим пункта 2.13 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, утвержденной

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 июня 2015 г. N АКПИ15-380

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре С.С.,

с участием прокурора Коробкова Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению С.Л. о признании недействующим пункта 2.13 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, утвержденной приказом Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 19 сентября 2007 г. N 17,

установил:

приказом Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 19 сентября 2007 г. N 17 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (далее - Инструкция).

Согласно пункту 2.13 Инструкции без разрешения может быть оставлено обращение, если его содержание лишено смысла или в материалах проверки имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического заболевания.

Гражданин С.Л. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 2.13 Инструкции, ссылаясь на то, что органы следствия со ссылкой на оспариваемый пункт Инструкции отказали ему в рассмотрении заявления о совершенном преступлении. Ответы органов следствия были обжалованы им в суд, но решением Куйбышевского районного суда г. Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 г. его требования оставлены без удовлетворения.

С.Л. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.

Представители Следственного комитета Российской Федерации А., Б. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав граждан на обращение в следственные органы.

Выслушав объяснения представителей СК России А., Б., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Инструкция издана в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах и учреждениях Следственного комитета обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, запросов и обращений членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, членов Общественной палаты Российской Федерации, работников иных организаций и должностных лиц.

Инструкция опубликована в Сборнике основных приказов, распоряжений и указаний Председателя Следственного комитета Российской Федерации, размещена в информационно-правовых системах "Консультант Плюс", "Гарант" и доступна для ознакомления неограниченному кругу лиц.

Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации").

Согласно статье 13 названного Федерального закона Председатель Следственного комитета Российской Федерации издает организационно-распорядительные документы в форме приказов, распоряжений, указаний, утверждает положения и инструкции по вопросам деятельности Следственного комитета Российской Федерации, обязательные для исполнения всеми его сотрудниками, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками. Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации" было утверждено Положение о Следственном комитете Российской Федерации, в соответствии с которым Председатель Следственного комитета издает нормативные правовые акты Следственного комитета. Таким образом, Инструкция издана в пределах полномочий Председателя Следственного комитета.

Регулируя правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. В силу положений данного Федерального закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9); указанные органы и должностные лица дают письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 часть 1 статьи 10); при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Федерального закона.

Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в статье 7 устанавливает требования к письменному обращению гражданина, в котором наряду с указанием наименованием государственного органа или органа местного самоуправления, фамилии, имени, отчества соответствующего должностного лица, либо должности соответствующего лица, своей фамилии, имени, отчества, почтового адреса, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагается суть предложения, заявления или жалобы.

Следовательно, положения пункта 2.13 Инструкции, предусматривающие оставление обращения без разрешения, если его содержание лишено смысла, не противоречат действующему законодательству. При этом оспариваемая норма Инструкции не предполагает, что заявителю не должна быть направлена информация.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 29 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека. От имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун, учитывая мнение такого гражданина, а при невозможности установления его мнения - с учетом информации о его предпочтениях, полученной от родителей такого гражданина, его прежних опекунов, иных лиц, оказывавших такому гражданину услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности.

Доводы заявителя о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта позволяют не рассматривать заявления граждан о совершении преступлений, предусмотренных статьями 303, 140, 285.3 Уголовного кодекса Российской Федерации, являются несостоятельными. Действие Инструкции не распространяется на заявления и сообщения о преступлениях, порядок приема, регистрации, проверки и разрешения которых определяется иным организационно-распорядительным документом Председателя Следственного комитета в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления С.Л. о признании недействующим пункта 2.13 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, утвержденной приказом Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 19 сентября 2007 г. N 17, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ