ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 мая 2015 г. N АКПИ15-273

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре С.С.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Открытого акционерного общества "Тамбовская областная сбытовая компания" о признании частично недействующими абзаца второго пункта 228, абзаца четвертого пункта 229 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 мая 2015 г. N АКПИ15-273

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре С.С.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Открытого акционерного общества "Тамбовская областная сбытовая компания" о признании частично недействующими абзаца второго пункта 228, абзаца четвертого пункта 229 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 мая 2015 г. N АКПИ15-273

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре С.С.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Открытого акционерного общества "Тамбовская областная сбытовая компания" о признании частично недействующими абзаца второго пункта 228, абзаца четвертого пункта 229 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 мая 2015 г. N АКПИ15-273

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре С.С.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Открытого акционерного общества "Тамбовская областная сбытовая компания" о признании частично недействующими абзаца второго пункта 228, абзаца четвертого пункта 229 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения).

Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 4 июня 2012 г., N 23.

Согласно абзацу второму пункта 228 Основных положений границы зоны деятельности гарантирующего поставщика изменяются, в частности, при включении в порядке, установленном пунктом 229 данного документа, территории, соответствующей всей или части зоны деятельности гарантирующего поставщика, из числа указанных в абзацах втором, четвертом и шестом пункта 198 названного документа, в расположенную на территории того же субъекта Российской Федерации зону деятельности гарантирующего поставщика, указанного в абзаце втором пункта 198 этого документа.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 229 Основных положений в случае если гарантирующим поставщиком, указанным в абзаце шестом пункта 198 данного документа, до 1 января 2015 г. обеспечено участие в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке с использованием групп точек поставки, соответствующих границам только части его зоны деятельности в качестве гарантирующего поставщика, то с 1 января 2015 г. та часть зоны его деятельности в качестве гарантирующего поставщика, в отношении которой им не осуществляется покупка электрической энергии и мощности на оптовом рынке, включается в расположенную на территории того же субъекта Российской Федерации зону деятельности гарантирующего поставщика, указанного в абзаце втором пункта 198 названного документа. А если таким гарантирующим поставщиком до 1 января 2015 г. не обеспечено участие в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке в отношении его зоны деятельности в качестве гарантирующего поставщика, то с 1 января 2015 г. такой гарантирующий поставщик утрачивает статус гарантирующего поставщика, а зона его деятельности в качестве гарантирующего поставщика включается в расположенную на территории того же субъекта Российской Федерации зону деятельности гарантирующего поставщика, указанного в абзаце втором пункта 198 указанного документа.

ОАО "Тамбовская областная сбытовая компания" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абзаца второго пункта 228, абзаца четвертого пункта 229 Основных положений в части перехода при утрате ОАО "Оборонэнергосбыт" статуса гарантирующего поставщика его зоны деятельности к гарантирующему поставщику, указанному в абзаце втором пункта 198 Основных положений. Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат основным началам и принципам действующего законодательства, Федеральному закону от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Гражданскому кодексу Российской Федерации и нарушают права ОАО "Тамбовская областная сбытовая компания" в сфере предпринимательской деятельности.

В суде представители ОАО "Тамбовская областная сбытовая компания" Р., Т. поддержали заявленные требования, пояснив, что оспариваемые положения нормативного правового акта не предусматривают возврат зоны деятельности бывшего гарантирующего поставщика ОАО "Оборонэнергосбыт" к гарантирующим поставщикам, к которым ранее они относились, как и проведение конкурса в отношении данной зоны деятельности, дают ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству энергетики Российской Федерации (поручение от 12 марта 2015 г. N СП-П9-1507).

Представители Правительства Российской Федерации С.А., Л. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав заявителя.

Выслушав объяснения представителей ОАО "Тамбовская областная сбытовая компания" Р., Т., Правительства Российской Федерации С.А., Л., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", устанавливая правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений и относит к полномочиям Правительства Российской Федерации утверждение основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (статья 21).

Осуществляя свои полномочия в сфере электроэнергетики, Правительство Российской Федерации постановлением от 4 мая 2012 г. N 442 утвердило Основные положения, которые устанавливают правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии, включая порядок присвоения организациям статуса гарантирующего поставщика, определения и (или) изменения границ зон деятельности гарантирующих поставщиков.

К общим принципам организации экономических отношений и основам государственной политики в сфере электроэнергетики Федеральный закон "Об электроэнергетике" относит обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации; технологическое единство электроэнергетики; обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики; свободу экономической деятельности в сфере электроэнергетики и единство экономического пространства в сфере обращения электрической энергии; соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; использование рыночных отношений и конкуренции в качестве одного из основных инструментов формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию; обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики (статья 6).

Названным Федеральным законом установлено, что Основными положениями функционирования розничных рынков предусматриваются правила деятельности гарантирующих поставщиков; порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с организациями технологической инфраструктуры на розничных рынках; правила заключения договоров между потребителями электрической энергии (энергосбытовыми организациями) и гарантирующими поставщиками и правила их исполнения, включающие в себя существенные условия указанных договоров; правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии на розничных рынках; порядок присвоения организациям статуса гарантирующего поставщика, а также определения и (или) изменения границ зон деятельности гарантирующих поставщиков (пункт 3 статьи 37).

Пунктом 228 Основных положений определены условия изменения границ зон деятельности гарантирующих поставщиков.

В пункте 229 Основных положений даны критерии, при соответствии (несоответствии) которым организации наделяются (утрачивают) статусом гарантирующего поставщика. Так, абзацем четвертым пункта 229 Основных положений установлено правило, в соответствии с которым если ОАО "Оборонэнергосбыт" до 1 января 2015 г. обеспечено участие в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке с использованием групп точек поставки, соответствующих границам только части его зоны деятельности в качестве гарантирующего поставщика, то с 1 января 2015 г. та часть зоны его деятельности в качестве гарантирующего поставщика, в отношении которой им не осуществляется покупка электрической энергии и мощности на оптовом рынке, включается в расположенную на территории того же субъекта Российской Федерации зону деятельности гарантирующего поставщика первого уровня. А если ОАО "Оборонэнергосбыт" до 1 января 2015 г. не обеспечено участие в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке в отношении его зоны деятельности в качестве гарантирующего поставщика, то с 1 января 2015 г. ОАО "Оборонэнергосбыт" утрачивает статус гарантирующего поставщика, а зона его деятельности в качестве гарантирующего поставщика включается в расположенную на территории того же субъекта Российской Федерации зону деятельности гарантирующего поставщика первого уровня.

В пункте 198 Основных положений определены организации, которым присвоен статус гарантирующих поставщиков, в частности, назначенные в 2006 г. гарантирующими поставщиками акционерные общества энергетики и электрификации и (или) энергосбытовые организации, созданные в результате реорганизации акционерных обществ энергетики и электрификации, либо организации, которые получили статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности указанных гарантирующих поставщиков до дня вступления в силу Основных положений.

Установленные Основными положениями критерии определены с учетом законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и не являются произвольными. Так, Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки для государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 93).

Правительство Российской Федерации распоряжением от 2 февраля 2010 г. N 78-р определило открытое акционерное общество "Оборонэнергосбыт" единственным поставщиком электрической энергии для нужд Минобороны России, в том числе в целях обеспечения снабжения электрической энергией подведомственных Минобороны России организаций, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности (ином законном основании) организациям, подведомственным Минобороны России и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис".

Федеральный закон "Об электроэнергетике" дает определение гарантирующего поставщика электрической энергии как коммерческой организации, обязанной в соответствии с данным Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию (статья 3). Гарантирующие поставщики Минобороны России были включены в перечень гарантирующих поставщиков, предусмотренный пунктом 36 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 530 (утратил силу).

В соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Между тем оспариваемые положения нормативного правового акта изданы Правительством Российской Федерации в сфере электроэнергетики, регулируют порядок определения зон деятельности гарантирующих поставщиков и носят административный характер. Отношения по продаже электрической энергии одним гарантирующим поставщиком другому они не регулируют.

Ссылка заявителя на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта нарушают баланс экономических интересов поставщиков и потребителей, ведут к росту предельного уровня нерегулируемой цены для потребителей Минобороны России, не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку касается экономической целесообразности установленного правового регулирования и не может быть предметом судебной проверки в порядке нормоконтроля.

По делам об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части суд проверяет оспариваемый нормативный правовой акт на предмет соответствия нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, следовательно не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований доводы заявителя о несоответствии оспариваемых положений нормативного правового акта иным нормам, содержащимся в Основных положениях (пунктам 202, 212).

Ссылки заявителя на противоречие оспариваемых положений статье 15 Федерального закона "О защите конкуренции" основаны на ошибочном толковании закона. Согласно данной норме Федерального закона федеральным органам исполнительной власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Основные положения регулируют деятельность гарантирующих поставщиков, которые в силу специфики выполняемых ими функций, а также особенностей правового регулирования не могут конкурировать между собой, одновременно находясь в указанном статусе, поскольку в силу пункта 3 статьи 38 Федерального закона "Об электроэнергетике" в границах зоны деятельности одного гарантирующего поставщика не допускается деятельность других гарантирующих поставщиков.

Доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта статьям 8 и 34 Конституции Российской Федерации не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку в силу части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов Правительства Российской Федерации относится к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Открытого акционерного общества "Тамбовская областная сбытовая компания" о признании частично недействующими абзаца второго пункта 228, абзаца четвертого пункта 229 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ