ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 января 2016 г. N АКПИ15-1301

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Т. о признании частично недействующим Разъяснения "О порядке применения Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, и дополнений к этим Спискам, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 9 августа 1991 г. N 591", которое утверждено постановлением Министерства труда Российской Федерации от 25 февраля 1994 г. N 18,

установил:

постановлением Министерства труда Российской Федерации от 25 февраля 1994 г. N 18 по согласованию с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации утверждено Разъяснение "О порядке применения Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, и дополнений к этим Спискам, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 9 августа 1991 г. N 591" (далее - Разъяснение).

Нормативный правовой акт зарегистрирован 1 марта 1994 г. в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), регистрационный номер 503, опубликован 10 марта 1994 г. в издании "Российские вести", N 42.

Согласно Разъяснению по позиции 2140000а-18455 раздела "XIII. Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (далее - Список N 2), пенсии следует назначать слесарям, электромонтерам, электрослесарям всех наименований, занятым на обслуживании и ремонте оборудования топливоподачи при условии использования твердого топлива, а также средств измерений и автоматики, обеспечивающих работу этого оборудования.

Т. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня принятия Разъяснения по позиции 2140000а-18455 раздела "XIII. Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" Списка N 2 в части слов "при условии использования твердого топлива", ссылаясь на то, что такое предписание противоречит положениям Списка N 2 и, устанавливая ограничения на осуществление прав и свобод граждан, нарушает его право на льготное пенсионное обеспечение.

В судебном заседании представитель административного истца Б. требование поддержала.

Представители Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России) К.С., С.М., представители Пенсионного фонда Российской Федерации М., С.Р. просили в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Представитель Минюста России К.Н. пояснила, что требование административного истца подлежит удовлетворению.

Выслушав объяснения представителя административного истца Б., возражения представителей Минтруда России К.С., С.М. и представителей Пенсионного фонда Российской Федерации М., С.Р., объяснения представителя Минюста России К.Н., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Во исполнение постановления Верховного Совета РСФСР от 20 ноября 1990 г. "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" Советом Министров РСФСР с 1 января 1992 г. было распространено действие на территории РСФСР утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, с дополнениями и изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров СССР от 23 июля 1991 г. N 497 и от 9 августа 1991 г. N 591.

Впоследствии их действие было подтверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В настоящее время основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В целях реализации статей 30 и 31 названного федерального закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", подпунктом "б" пункта 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 данного федерального закона применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, Список N 2.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517 "О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет" Министерству труда РСФСР было предоставлено право давать разъяснения о порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение; списков работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию за выслугу лет; правил исчисления выслуги и назначения пенсий.

Согласно действовавшему на день принятия оспариваемого Разъяснения Положению о Министерстве труда Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1992 г. N 993, основными задачами Министерства труда Российской Федерации как центрального органа федеральной исполнительной власти, осуществлявшего руководство работой по обеспечению единой государственной политики в области труда и социальных вопросов и координировавшего работу по этим направлениям в Российской Федерации, являлись, кроме прочего, осуществление мер по реализации государственной политики в области труда и социальных вопросов, участие в мероприятиях по совершенствованию системы пенсионного обеспечения (пункты 1, 4). По вопросам, отнесенным к его компетенции, Министерство труда Российской Федерации принимало постановления и разъяснения, в том числе по применению нормативных актов в области труда и социальных вопросов (пункт 8).

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежали государственной регистрации согласно пункту 2 Положения о порядке государственной регистрации ведомственных нормативных актов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1992 г. N 305.

Подобные акты, принятые после 1 марта 1993 г. и прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, вступали в силу со дня официального опубликования в газете "Российские вести", если в самом акте не был указан более поздний срок (пункт 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13 апреля 1993 г. N 307 "О регистрации и опубликовании ведомственных нормативных актов").

Таким образом, Разъяснение, согласованное с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации, было утверждено Министерством труда Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий и с соблюдением установленного порядка государственной регистрации ведомственных нормативных актов и их опубликования.

В соответствии с позицией 2140000а-18455 раздела "XIII. Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" Списка N 2 правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются: слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики.

По смыслу приведенного положения, лица указанных в нем профессий, должны в установленных разделом XIII Списка N 2 производствах выполнять работы по обслуживанию и ремонту любого из трех видов оборудования - котельного, турбинного (парогазотурбинного), топливоподачи и пылеприготовления, а также обеспечивающих работу этого оборудования средств измерений и автоматики.

Разъясняя порядок применения позиции 2140000а-18455 раздела "XIII. Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" Списка N 2 в части занятости работников на обслуживании и ремонте именно оборудования топливоподачи и пылеприготовления, Минтруд России, вопреки утверждениям административного истца, не допустил ограничения прав Т. или иных граждан на льготное пенсионное обеспечение.

При этом само Разъяснение в оспариваемой части, в которой указано на такое обязательное условие обслуживания и ремонта оборудования топливоподачи, как использование твердого топлива, не противоречит позиции 2140000а-18455 раздела "XIII. Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" Списка N 2.

Анализируемая позиция Списка N 2 не предусматривает возможности льготного пенсионного обеспечения для слесарей, электромонтеров, электрослесарей всех наименований, занятых на обслуживании и ремонте оборудования топливоподачи с использованием любого вида топлива (твердого, жидкого, газообразного). На это указывает предусмотренная в данной позиции производственная взаимосвязь оборудования топливоподачи и пылеприготовления, при работе которого, как следует из обоснованных возражений Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации, использовалось только твердое топливо (уголь, торф, сланец), требующее для дальнейшей топливоподачи предварительное приготовление с использованием специального оборудования (дробилки молотковые и валковые, мельницы молотковые, валковые и шаровые, циклоны, сепараторы пыли, шнековые и лопастные питатели угольной пыли, дисковые, скребковые и ленточные питатели сырого угля и т.п.).

Такой вывод следует как из буквального толкования самой нормы, в которой неразрывно, посредством соединительного союза "и", используется словосочетание "оборудование топливоподачи и пылеприготовления", так и из смыслового толкования названного контекста, корреспондирующего с содержанием иных актов законодательства.

Так, на выявленную производственную взаимосвязь оборудования топливоподачи и пылеприготовления, имеющую значение для характеристики условий труда, указывают действовавшие на день принятия Разъяснения положения таблицы 13 Нормативов численности рабочих котельных установок и тепловых сетей, утвержденных постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 24 октября 1989 г. N 351/22-71, в которой раскрыто содержание оборудования пылеприготовления и топливоподачи. Согласно пункту 1.2 указанного акта в основу его разработки были положены в том числе данные предприятий об организационно-технических условиях, правила технической эксплуатации котельных установок и тепловых сетей, производственные и должностные инструкции, правила пожарной безопасности и правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов, технические характеристики машин и оборудования, технико-экономические показатели работы предприятий. Кроме прочего в этом акте в описании содержания работ, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом оборудования котельной и тепловых сетей, механизмы пылеприготовления и подачи топлива названы отдельно от другого оборудования: трубопроводов пара, воды, газа, мазута.

В аналогичном значении, обусловливающем производственную взаимосвязь и определяющем содержание труда, понятие "оборудование пылеприготовления и топливоподачи" используется, например, в Тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих электроэнергетики, утвержденном постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12 марта 1999 г. N 5.

Из представленных Т. копий вступивших в законную силу судебных постановлений по гражданскому делу с его участием усматривается, что в таком же толковании положения Списка N 2 были применены его работодателем при аттестации рабочих мест и оценке условий его труда.

Доводы о противоречии оспариваемого в части нормативного правового акта положениям Списка N 2 основаны на неправильном толковании норм права.

Проверяемое в оспариваемой части Разъяснение не искажает смысловое содержание позиции 2140000а-18455 раздела "XIII. Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" Списка N 2 применительно к занятости определенных работников на обслуживании, ремонте оборудования топливоподачи и пылеприготовления и, следовательно, не изменяет правового регулирования соответствующих правоотношений. При этом формулировка "при условии использования твердого топлива" является разъяснением порядка применения положений описанной выше части позиции 2140000а-18455.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд не находит оснований для вывода о противоречии оспариваемого нормативного положения нормам Списка N 2. Федерального закона или иного нормативного правового акта большей юридической силы, которым бы не соответствовало Разъяснение в оспариваемой части, также не имеется.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Т. о признании частично недействующим Разъяснения "О порядке применения Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, и дополнений к этим Спискам, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 9 августа 1991 г. N 591", которое утверждено постановлением Министерства труда Российской Федерации от 25 февраля 1994 г. N 18, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО