ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 декабря 2015 г. N АКПИ15-1236

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Департамента городского имущества города Москвы о признании недействующим абзаца первого пункта 13 Требований к подготовке технического плана помещения, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. N 583,

установил:

приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) от 29 ноября 2010 г. N 583 утверждены Требования к подготовке технического плана помещения (далее - Требования), изложенные в приложении N 2. Нормативный правовой акт зарегистрирован 22 декабря 2010 г. в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), регистрационный номер 19335, опубликован 7 февраля 2011 г. в печатном издании "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 6.

Согласно абзацу первому пункта 13 Требований сведения о помещении указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод в эксплуатацию здания или сооружения, в котором находится помещение, проектной документации здания или сооружения, в котором находится помещение, изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта помещения или изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта здания или сооружения, в котором находится помещение. Копии указанных документов включаются в состав приложения.

Данная правовая норма действует в редакции приказа Минэкономразвития России от 25 февраля 2014 г. N 87 "О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 29 ноября 2010 г. N 583", зарегистрированного 7 апреля 2014 г. в Минюсте России, регистрационный номер 31838, и опубликованного 16 апреля 2014 г. в "Российской газете", N 86.

Департамент городского имущества города Москвы обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца первого пункта 13 Требований, ссылаясь на его противоречие части 1 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ). Свое требование административный истец мотивирует тем, что оспариваемое нормативное положение нарушает его право на распоряжение имуществом, предусмотренное статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, создает препятствия для государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничений этих прав, их возникновения, перехода и прекращения, служит основанием для принятия соответствующими органами решений об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений объектов недвижимости в случае предоставления технических планов, сведения о которых указаны в порядке, предусмотренном частью 8 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ, на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости.

В судебном заседании представители административного истца А., Ш. требование поддержали.

Представители Минэкономразвития России К., Н. и представитель Минюста России Б. просили в удовлетворении административного искового заявления отказать, считая, что Требования утверждены федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемое нормативное положение соответствует законодательству Российской Федерации, принято и введено в действие в установленном порядке, прав и законных интересов административного истца не нарушает.

Выслушав объяснения представителей Департамента городского имущества города Москвы А., Ш., возражения представителей Минэкономразвития России К., Н. и представителя Минюста России Б., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В соответствии с частью 10 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ форма технического плана и требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, по государственному мониторингу земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и по геодезии и картографии переданы Минэкономразвития России (пункт 10).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 утверждено Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации, согласно которому Минэкономразвития России предоставлено полномочие на принятие нормативного правового акта, утверждающего форму и требования к подготовке документов, оформляемых в процессе кадастровых работ (подпункт 5.2.22).

Таким образом, оспариваемое нормативное положение принято компетентным федеральным органом исполнительной власти во исполнение требований федерального закона и при реализации предоставленных ему полномочий на издание нормативного правового акта в установленной законом форме. Порядок опубликования, государственной регистрации и вступления в силу такого акта соблюден.

В силу пункта 3 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ необходимым для кадастрового учета документом признается технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 47 данного федерального закона.

Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер (часть 1 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ).

Установленные Минэкономразвития России правила подготовки технического плана помещения, содержащиеся в абзаце первом пункта 13 Требований, соответствуют положениям третьего предложения части 8 статьи 41 названного выше федерального закона, которая, кроме прочего, в качестве общей нормы предписывает, что сведения о помещении, за исключением сведений о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в котором расположено помещение, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в котором расположено помещение, а также изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта помещения или изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение.

Следовательно, оспариваемая норма Требований об указании сведений о помещении на основании разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в котором оно расположено, соответствующих технических паспортов помещения или здания, сооружения основано на приведенном законоположении, которому не противоречит.

При этом вопреки утверждениям административного истца о нарушении его прав, предусмотренных статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, не только Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ (четвертое предложение части 8 статьи 41), но и иные, не оспариваемые в настоящем деле, положения пункта 13 Требований (абзац второй) предусматривают возможность указания в техническом плане сведений о помещении на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, в случае отсутствия перечисленных выше документов.

В связи с этим доводы административного истца о том, что оспариваемое нормативное положение создает препятствия для государственного кадастрового учета изменений объектов недвижимости в случае предоставления технических планов, сведения о которых указаны в порядке, регламентированном частью 8 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ, на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, следует признать несостоятельными, так как они основаны на ошибочном толковании норм права.

Решения органов кадастрового учета о приостановлении осуществления или об отказе в осуществлении кадастрового учета, о факте которых указано в административном исковом заявлении, могут быть обжалованы в судебном порядке согласно части 10 статьи 26 и части 13 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ соответственно. Их наличие не является основанием для признания недействующим абзаца первого пункта 13 Требований, имеющего содержание, не допускающее его неопределенного толкования.

При этом суждения о том, что оспариваемое нормативное положение при его применении на практике органами кадастрового учета имеет иное истолкование, отличное от выявленного судом, и приводит к нарушению прав, административным истцом не подтверждены.

Лишены правовых оснований и доводы о противоречии абзаца первого пункта 13 Требований части 1 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ, которая регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности применительно к ранее учтенным объектам недвижимости и не определяет в отличие от статьи 41 этого же федерального закона требования, предъявляемые к техническому плану.

Поскольку абзац первый пункта 13 Требований соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в удовлетворении административного искового заявления должно быть отказано согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Департамента городского имущества города Москвы о признании недействующим абзаца первого пункта 13 Требований к подготовке технического плана помещения, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. N 583, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО