ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 декабря 2015 г. N АКПИ15-1233
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,
при секретаре П.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению К.Р. о признании недействующими Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 декабря 2015 г. N АКПИ15-1233
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,
при секретаре П.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению К.Р. о признании недействующими Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 декабря 2015 г. N АКПИ15-1233
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,
при секретаре П.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению К.Р. о признании недействующими Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 декабря 2015 г. N АКПИ15-1233
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,
при секретаре П.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению К.Р. о признании недействующими Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 253,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 253 утверждены Требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг (далее - Требования).
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 2 апреля 2012 г., N 14, "Российской газете", 3 апреля 2012 г.
Гражданин К.Р. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими Требований, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации, Жилищному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федеральному закону от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральному закону от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", другим нормативным правовым актам, нарушает права административного истца как гражданина и директора управляющей компании, ограничивая в свободе договора и свободе осуществления предпринимательской деятельности в сфере управления многоквартирными домами.
Гражданин К.Р. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
В суде представители административного истца К.И., адвокат Камаева Н.В. поддержали заявленные требования и пояснили, что в основу обвинения по уголовному делу их доверителя были положены пункты 4, 5, 6, 7 Требований, которые не соответствуют действующему законодательству, устанавливают избыточное правое регулирование.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 20 октября 2015 г. N СП-П9-7123).
Представитель Правительства Российской Федерации К.К. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что Требования изданы в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения К.И., адвоката Камаевой Н.В., представляющих интересы административного истца К.Р., представителя Правительства Российской Федерации К.К., пояснения специалиста О., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 155 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена частью 6.2, предусматривающей, что управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Во исполнение предписания федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 253 утверждены Требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
Документ определяет требования, предъявляемые к управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищно-строительному, жилищному кооперативу и иному специализированному потребительскому кооперативу при осуществлении ими расчетов с ресурсоснабжающими организациями за ресурсы, поставляемые по заключаемым указанными лицами договорам энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), необходимые для предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилых домов коммунальной услуги соответствующего вида.
Согласно пункту 4 Требований поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты коммунальных услуг денежные средства, подлежащие перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций, перечисляются этим организациям способами, которые определены в договоре ресурсоснабжения и которые не противоречат законодательству Российской Федерации.
Пунктом 5 Требований предусмотрено, что размер платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, в общем размере платежей потребителя определяется в следующем порядке:
а) в отношении платежей потребителя, перечисленных исполнителю за расчетные периоды, следующие за датой вступления в силу данного документа:
при осуществлении потребителем оплаты по платежному документу в полном размере - в размере указанной в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленной потребителю за данный расчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
при осуществлении потребителем оплаты по платежному документу не в полном размере - в размере, пропорциональном размеру платы за конкретную коммунальную услугу в общем размере указанных в платежном документе платежей за работы и услуги, выполненные (предоставленные) за данный расчетный период;
б) в отношении платежей потребителя, перечисленных исполнителю в счет задолженности потребителя за коммунальные услуги, образовавшейся до вступления в силу настоящего документа, а также при отсутствии в платежных документах указания на расчетный период, за который производится оплата, - в размере, пропорциональном размеру обязательств исполнителя перед ресурсоснабжающей организацией по оплате соответствующего вида ресурса в общем объеме обязательств исполнителя по оплате всех ресурсов, определенном по состоянию на 1-е число предшествующего расчетного периода. Общий объем указанных обязательств исполнителя определяется на основании актов сверки его расчетов за ресурсы с ресурсоснабжающими организациями в соответствии с договором ресурсоснабжения и (или) на основании вступивших в силу решений суда.
Пункт 6 Требований определяет, что платежи исполнителя подлежат перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю.
В соответствии с пунктом 7 Требований размер ежедневного платежа, причитающегося к перечислению в пользу каждой ресурсоснабжающей организации, определяется исполнителем путем суммирования платежей исполнителя, исчисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 названного документа, из поступивших в течение этого дня платежей потребителей.
Обязанность исполнителя перечислить ресурсоснабжающим организациям денежные средства в счет оплаты коммунальных услуг, предусмотренная пунктом 4 Требований, корреспондирует положениям части 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей обязанность управляющей организации, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществить расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, по заключенным договорам холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления.
Установление порядка внесения платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, определение момента, в течение которого исполнитель должен осуществить перечисление платежа, осуществлено Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий в сфере регулирования жилищных отношений и не может рассматриваться как противоречие Федеральному закону "О теплоснабжении", Федеральному закону "О водоснабжении и водоотведении", Федеральному закону "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которые данные отношения не регулируют.
Из содержания пункта 7 Требований следует, что договором ресурсоснабжения может быть предусмотрен иной размер минимального ежедневного совокупного платежа и (или) иная периодичность перечисления денежных средств.
То обстоятельство, что в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого К.Р. как руководителя управляющей организации содержится указание на положения Требований, не может рассматриваться как нарушение прав заявителя, поскольку сами Требования не устанавливают оснований уголовной ответственности за деяния, инкриминируемые заявителю.
Документ определяет требования, предъявляемые к управляющей организации, граждане не являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и, следовательно, его положения не могут нарушать права, свободы и законные интересы граждан.
Что же касается ссылок о несоответствии пунктов 4, 5, 6, 7 Требований Правилам, обязательным при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, то они являются несостоятельными. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в главе 21, регулируя вопросы производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, устанавливает, что предметом судебного разбирательства является проверка оспариваемого нормативного правового акта на соответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления К.Р. о признании недействующими Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 253, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО
А.М.НАЗАРОВА