ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 августа 2014 г. N АКПИ14-730

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре К.Ю.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г. о признании частично недействующим пункта 21.3 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 августа 2014 г. N АКПИ14-730

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре К.Ю.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г. о признании частично недействующим пункта 21.3 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 августа 2014 г. N АКПИ14-730

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре К.Ю.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г. о признании частично недействующим пункта 21.3 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 августа 2014 г. N АКПИ14-730

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре К.Ю.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г. о признании частично недействующим пункта 21.3 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 октября 2012 г. N 353н,

установил:

приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 октября 2012 г. N 353н утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации (далее - Административный регламент).

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 апреля 2013 г., регистрационный номер 28271, опубликован в "Российской газете" 8 мая 2013 г.

Согласно пункту 21.3 Административного регламента для признания гражданина ветераном или членом семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий предоставляются следующие документы:

удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. N 1122 "Об удостоверениях ветерана Великой Отечественной войны";

удостоверение участника войны, утвержденное постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 8 октября 1979 г. N 422 "Об утверждении единой формы удостоверения участника войны";

удостоверение ветерана боевых действий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий";

свидетельство о праве на льготы, выданное в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 г. N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям";

удостоверение инвалида Отечественной войны, удостоверение инвалида о праве на льготы, утвержденные постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 26 мая 1975 г. N 126 "Об утверждении единой формы удостоверения инвалида Отечественной войны и Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений инвалидов Отечественной войны" с дополнением, внесенным постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 7 августа 1975 г. N 200 "О дополнении пункта 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений инвалидов Отечественной войны, утвержденной постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 26 мая 1975 г. N 126";

удостоверение о праве на льготы, утвержденное постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 18 октября 1989 г. N 345 "Об утверждении единой формы удостоверения о праве на льготы", либо справка, заменяющая названное удостоверение.

Гражданин Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 21.3 Административного регламента в части включения в качестве документа о признании членом семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны удостоверения о праве на льготы, утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 18 октября 1989 г. N 345 "Об утверждении единой формы удостоверения о праве на льготы", либо справки, заменяющей названное удостоверение.

Как указывает заявитель, он является сыном погибшего в 1943 г. участника Великой Отечественной войны и имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты в соответствии со статьей 32.1 Федерального закона "О ветеранах". Оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют подпункту 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и лишают его права на получение ежемесячной денежной выплаты.

Г. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Е., Министерства юстиции Российской Федерации К.М. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили, что Административный регламент издан в пределах полномочий Минтруда России, оспариваемые положения соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав граждан.

Выслушав объяснения представителей Минтруда России Е., Минюста России К.М., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Административный регламент устанавливает порядок предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, стандарт предоставления данной государственной услуги, сроки и последовательность административных процедур и административных действий Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов, порядок их взаимодействия с заявителями при предоставлении государственной услуги.

Согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", предоставление государственных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами, разработка проекта которых осуществляется органами, предоставляющими государственные услуги (статьи 12, 13).

Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, установлено, что Минтруд России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, который самостоятельно принимает административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, отнесенных к сфере деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации (пункты 1, 5.2, 5.2.155).

Для предоставления государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты гражданин, в зависимости от отнесения его к отдельной категории лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты, или его представитель обращается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации и предоставляет документы, перечень которых содержится в пунктах 21.1 - 21.8 Административного регламента.

Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг. Пункт 21.3 Административного регламента содержит перечень документов о признании гражданина ветераном или членом семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий.

В соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", статьей 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи погибших (умерших) военнослужащих.

Нетрудоспособными членами семьи, в частности, считаются дети, не достигшие 18 лет, а проходящие обучение в образовательных организациях по очной форме (за исключением образовательных организаций, обучение в которых связано с поступлением на военную службу или службу в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не дольше чем до достижения ими 23-летнего возраста.

Граждане, достигшие пенсионного возраста, в силу закона к категории детей - нетрудоспособных членов семьи отнесены быть не могут.

Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" определил меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны и меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, которые предоставляются нетрудоспособным членам семей указанных лиц, состоявшим на их иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах").

Пунктом 2 статьи 21 указанного Федерального закона предусмотрено, что независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка меры социальной поддержки предоставляются: родителям погибшего (умершего); супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) умершего участника Великой Отечественной войны, ставшего инвалидом вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) умершего участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко. В данном перечне не содержится категории совершеннолетних детей погибших участников Великой Отечественной войны.

Закон СССР от 1 августа 1989 г. N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" регулировал вопросы социальной защиты семей военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга. В соответствии со статьей 7 названного Закона льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, были распространены на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученного при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте.

Право на льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, граждане указанной категории реализовывали на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с Положением о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. N 209. Согласно данному Положению формы "Удостоверение инвалида Отечественной войны" и "Удостоверение инвалида о праве на льготы" утверждаются Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам по согласованию с Министерством финансов СССР, Министерством обороны, Комитетом государственной безопасности СССР и Министерством внутренних дел СССР.

В соответствии с постановлением СНК СССР от 16 июля 1940 г. N 1269 "О пенсиях военнослужащим рядового и младшего начальствующего состава срочной службы и их семьям" нетрудоспособным членам семьи умершего военнослужащего и состоявшим на его иждивении лицам, к которым относились дети моложе 16 лет, а также учащиеся моложе 18 лет, братья и сестры моложе 16 лет и другие, назначалась пенсия.

В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" система мер социальной защиты была преобразована в систему социальной поддержки, осуществлена замена части льгот, ранее предоставлявшихся ветеранам в натуральной форме, ежемесячной денежной выплатой.

Статьей 23.1 Федерального закона "О ветеранах" с 2005 г. взамен натуральных льгот, предоставляемых ранее семьям погибших военнослужащих (бесплатный проезд на общественном транспорте, льготное обеспечение лекарствами, освобождение от уплаты некоторых налогов и др.), установлен новый вид социальной поддержки семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, - ежемесячная денежная выплата.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 23.1 данного Федерального закона право на ежемесячную денежную выплату имеют члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектов и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

Реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий согласно статье 28 названного Федерального закона осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 519 "Об удостоверении члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий" установлено, что удостоверения, выданные членам семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий до вступления в силу данного постановления, а также удостоверения о праве на льготы, единый образец которых утвержден до 1 января 1992 г., действительны для предоставления членам семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий мер социальной поддержки.

Оспариваемые положения нормативного правового акта, предусматривая в перечне документов о признании гражданина ветераном или членом семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны удостоверение о праве на льготы, утвержденное постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 18 октября 1989 г. N 345 "Об утверждении единой формы удостоверения о праве на льготы", либо справку, заменяющую названное удостоверение, фактически улучшают положение получателей ежемесячной денежной выплаты и не нарушают прав граждан на получение мер социальной поддержки.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Г. о признании недействующим пункта 21.3 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 октября 2012 г. N 353н, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ