ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 мая 2014 г. N АКПИ14-504

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П., Г. о признании частично недействующими пунктов 7, 21 приложения N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации 17 декабря 2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - Постановление). В ее состав включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", приложением N 3 которой являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила). Постановление официально опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации, 2011 г., N 5.

В Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7). Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей (пункт 21).

П. и Г. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просят признать недействующими пункт 7 Правил в части, предусматривающей, что под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., и пункт 21 Правил в части, предусматривающей, что в первую очередь в списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г.

В заявлении указано, что оспариваемые положения Правил противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации, Бюджетному кодексу Российской Федерации, Семейному кодексу Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, законодательству Российской Федерации о местном самоуправлении и позволяют органам местного самоуправления при составлении списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, ежегодно добавлять в начало списка новые молодые семьи, в составе которых имеется гражданин, вставший на очередь для получения жилья по социальному найму ранее признания молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях. В результате этого молодая семья заявителей, изъявлявшая желание получить социальную выплату в 2012 и 2013 гг. была лишена такой возможности.

Заявители просили о рассмотрении дела в их отсутствие, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель Правительства Российской Федерации Н. заявленное требование не признал, ссылаясь на то, что оспариваемые нормы не противоречат действующему законодательству Российской Федерации и не нарушают права и законные интересы заявителей.

Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей отказать заявителям в удовлетворении их требования, суд находит заявление П. и Г. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 27 мая 2010 г. N 738-О-О, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции.

Правительство Российской Федерации, действуя в соответствии со своими полномочиями, предусмотренными пунктами "в" и "ж" части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации, абзацами третьим и пятым части первой статьи 13 и абзацами вторым и седьмым статьи 16 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в рамках осуществления нормативно-правового регулирования в социальной сфере общественных отношений, в целях содействия решению жилищных проблем молодой семьи утвердило оспариваемые Правила, регламентирующие предоставление этим семьям социальной выплаты.

Закрепляя в Правилах порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат, Правительство Российской Федерации было вправе определить, что под нуждающимися в жилых помещениях понимаются в том числе молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. (пункт 7), и то, что в первую очередь в списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г.

Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу по отношению к Правилам и устанавливающего иные условия, при которых молодая семья вправе стать участником подпрограммы и получить социальную выплату, не имеется.

Утверждение заявителей о противоречии Правил в оспариваемой части Жилищному кодексу Российской Федерации, Бюджетному кодексу Российской Федерации, Семейному кодексу Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации является ошибочным, поскольку названные кодексы не регулируют отношения, связанные с предоставлением молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства. Не регулируются эти отношения и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на который ссылаются заявители.

Довод заявителей о том, что оспариваемые предписания Правил позволяют органам местного самоуправления при составлении списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, ежегодно добавлять в начало списка новые молодые семьи, в составе которых имеется гражданин, вставший на очередь для получения жилья по социальному найму ранее признания молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях, нельзя признать состоятельным, так как такой вывод из их буквального содержания не следует. Как уже отмечалось, первым предложением пункта 21 Правил предусмотрено, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, Правила непосредственно порядок формирования указанного списка молодых семей не регламентируют.

Ссылаясь на незаконность Правил, заявители фактически оспаривают конкретные правоприменительные решения, касающиеся их очередности в списке молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату. Однако в рамках настоящего дела, рассматриваемого в порядке абстрактного нормоконтроля, такие решения проверены быть не могут. Заявители вправе оспорить их в соответствующем суде с соблюдением правил о родовой и территориальной подсудности.

В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

П., Г. в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его изготовления судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ