ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 16 июня 2014 г. N АКПИ14-487
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,
при секретаре Б.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П. о признании частично недействующим пункта 6 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г. (приложение 11.1), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. N 923 "О внесении изменений в Федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы",
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. N 923 утверждены изменения, которые вносятся в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы, названная федеральная целевая программа дополнена Правилами предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г. (далее - Правила).
Согласно пункту 6 Правил трансферты предоставляются субъектам Российской Федерации на реализацию мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающих в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания, и (или) членов их семей, являющихся гражданами Российской Федерации и постоянно проживавших в этих жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации. Меры поддержки граждан реализуются однократно и в отношении одного жилого помещения.
П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим указанного нормативного положения в части, предусматривающей в качестве обязательного условия реализации мер социальной поддержки отсутствие у граждан другого жилья, пригодного для проживания. По мнению заявителя, оспариваемая в части норма нарушает его право на возмещение ущерба, причиненного имуществу вследствие чрезвычайной ситуации, гарантированное статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Ссылается на то, что решением суда, основанным в том числе на пункте 6 Правил, ему отказано в признании незаконным уведомления об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении меры социальной поддержки в форме предоставления денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения в связи с наличием в собственности другого жилья, пригодного для проживания.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в возражениях на заявление указало, что оспариваемая правовая норма издана высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий и законодательству Российской Федерации не противоречит, права и свободы заявителя не нарушает.
П., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, причин неявки суду не сообщил.
Обсудив доводы заявителя, выслушав возражения представителя заинтересованного лица Н., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.
Статьей 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (пункт 1); порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2).
Согласно подпункту "а" статьи 8 названного Федерального закона Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Президент Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия, Указом от 31 августа 2013 г. N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" постановил считать важнейшей государственной задачей ликвидацию в кратчайшие сроки последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области, в том числе ремонт поврежденного и строительство нового жилья для граждан, пострадавших от наводнения, восстановление в населенных пунктах объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства (пункт 1); поручил Правительству Российской Федерации до 15 октября 2013 г. решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (подпункт "д" пункта 2).
Из приведенных правовых норм в их взаимосвязи следует, что изданный Указ распространяется на граждан, проживающих в местах затопления, и предусматривает выделение средств для осуществления строительства нового жилья взамен утраченного для граждан, не имеющих другого жилого помещения, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами. Таким образом, социальная поддержка в форме строительства нового жилья взамен утраченного оказывается гражданам, которые не имеют на день объявления чрезвычайного положения другого жилья, пригодного для проживания и отвечающего социальным и санитарным нормам.
Правительство Российской Федерации в рамках предоставленных ему полномочий утвердило Правила, которые согласно их пунктам 1 и 2 устанавливают порядок предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края (далее - субъекты Российской Федерации) иных межбюджетных трансфертов для реализации мер поддержки, направленных на капитальный ремонт поврежденного жилья и строительство жилья взамен утраченного. Постановление опубликовано в печатном издании "Собрание законодательства Российской Федерации", 2013 г., N 42.
Правила, как усматривается из их содержания, регулируют межбюджетные отношения, участником которых заявитель не является, предусматривают выделение из федерального бюджета денежных средств для осуществления социальной поддержки граждан, имуществу которых причинен ущерб, в том числе вследствие повреждения их жилища в результате крупномасштабного наводнения, что само по себе не может рассматриваться как нарушение прав и свобод граждан.
Пункт 6 Правил в части, предусматривающей предоставление трансфертов субъектам Российской Федерации на реализацию мер поддержки граждан Российской Федерации, не имеющих другого жилья, пригодного для проживания, на день объявления режима чрезвычайной ситуации, в полной мере согласуется с приведенными выше нормами Указа Президента Российской Федерации, определяющими категории граждан, которым должны быть выделены денежные средства на строительство нового жилья взамен утраченного.
Ссылка в заявлении на часть вторую статьи 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" лишена правовых оснований, поскольку чрезвычайное положение в местностях, подвергшихся крупномасштабному наводнению в августе - сентябре 2013 г., не вводилось в порядке, предусмотренном статьями 4 - 7 этого закона.
Судебная проверка оспариваемого нормативного положения на предмет соответствия положениям Конституции Российской Федерации, на что также указывает заявитель, может быть осуществлена только в порядке конституционного судопроизводства, а не по правилам главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (часть 3 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Нормативный правовой акт, оспариваемый заявителем в части, издан надлежащим органом государственной власти, в пределах предоставленных ему полномочий, по своему содержанию не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права и охраняемые законом интересы заявителя не нарушает, в связи с чем в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления П. о признании частично недействующим пункта 6 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г. (приложение 11.1), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. N 923 "О внесении изменений в Федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы", отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ