ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 мая 2014 г. N АКПИ14-304
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.
при секретаре К.Н.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.Л. о признании недействующим Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное, утвержденных
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 мая 2014 г. N АКПИ14-304
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.
при секретаре К.Н.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.Л. о признании недействующим Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное, утвержденных
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 мая 2014 г. N АКПИ14-304
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.
при секретаре К.Н.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.Л. о признании недействующим Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное, утвержденных
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 мая 2014 г. N АКПИ14-304
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.
при секретаре К.Н.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.Л. о признании недействующим Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 443,
установил:
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 443 утверждены Порядок и случаи перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное (далее - Порядок).
Подпункт "а" пункта 6 Порядка предусматривает, что право на переход с платного обучения на бесплатное имеет лицо, обучающееся в образовательной организации на основании договора об оказании платных образовательных услуг, не имеющее на момент подачи заявления академической задолженности, дисциплинарных взысканий, задолженности по оплате обучения, при условии сдачи экзаменов за два семестра обучения, предшествующих подаче заявления, на оценку "отлично".
К.Л., обучающийся в образовательной организации на основании договора об оказании платных образовательных услуг, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Порядка, как нарушающего его право на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования. При этом нарушение своих прав заявитель связывает с нормативными положениями подпункта "а" пункта 6 Порядка, которые, по его мнению, противоречат пункту 9 части 1 статьи 3, статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), поскольку позволяют осуществить переход с платного обучения на бесплатное при условии сдачи экзаменов только на оценку "отлично".
Министерство образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России), Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в письменных возражениях на заявление указали, что оспариваемый нормативный правовой акт действующему законодательству не противоречит, прав, свобод и законных интересов заявителя и иных лиц не нарушает.
Выслушав объяснения К.Л., представителя Минобрнауки России С.Л., Минюста России С.Н., оценив оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
Минобрнауки России во исполнение пункта 14 части 1 статьи 34 Федерального закона и в соответствии с пунктами 1 и 5.2.18 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466, приняло оспариваемый Порядок. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 19 июля 2013 г., регистрационный N 29107, опубликован в "Российской газете", 2013 г., 25 июля.
Таким образом, при издании оспариваемого нормативного правового акта Минобрнауки России действовало в пределах предоставленных полномочий и с соблюдением требований законодательства Российской Федерации, установленных в отношении формы его принятия и порядка введения в действие, в том числе порядка опубликования.
Порядок согласно содержанию его пункта 1 определяет правила и случаи перехода граждан Российской Федерации, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования (далее - обучающиеся), с платного обучения на бесплатное внутри образовательной организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального и (или) высшего образования (далее - образовательная организация).
Согласно статье 5 Федерального закона в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые (часть 3). В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте; осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования (часть 5).
Из приведенных законоположений следует, что федеральный законодатель закрепил особенности организации и предоставления образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, к которым в соответствии с этим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте, а также лицам, нуждающимся в дополнительной социальной поддержке. Следовательно, предпочтения и преимущества, установленные при реализации права на образование для лиц, имеющих самые высокие показатели оценки знаний и у которых отсутствуют дисциплинарные взыскания, а также для лиц, нуждающихся в дополнительной социальной поддержке, не могут расцениваться как ограничения прав иных обучающихся, не предусмотренные Федеральным законом.
Пунктом 2 Порядка установлено, что переход с платного обучения на бесплатное осуществляется при наличии свободных мест, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по соответствующей образовательной программе по профессии, специальности, направлению подготовки и форме обучения на соответствующем курсе (далее - вакантные бюджетные места). Образовательная организация самостоятельно рассчитывает число вакантных бюджетных мест и устанавливает сроки подачи обучающимися заявлений о переходе на бесплатное обучение и размещает указанную информацию в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет", обеспечивая открытость данных сведений (пункты 3, 4 и 5 Порядка). Студент, обучающийся на платной основе и претендующий на вакантное бюджетное место, составляет мотивированное заявление о переходе и прилагает к нему перечисленные в подпунктах "а" и "б" пункта 8 Порядка документы, подтверждающие особые достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности образовательной организации (при их наличии) либо отнесение данного студента к названным в подпункте "б" пункта 6 Порядка льготным категориям граждан. Решение о переходе обучающегося с платного обучения на бесплатное принимается специально создаваемой образовательной организацией комиссией (далее - Комиссия) с учетом мнения представителя студенческого совета образовательной организации. Состав, полномочия и порядок деятельности Комиссии определяется образовательной организацией самостоятельно (пункт 7 Порядка). Решение о переходе обучающегося с платного обучения на бесплатное принимается Комиссией с учетом количества вакантных бюджетных мест и приоритетов, расставленных в соответствии с пунктами 10 и 11 Порядка, закрепляющими правило о том, что при рассмотрении Комиссией заявлений обучающихся приоритет отдается в первую очередь - обучающимся, соответствующим условию, указанному в подпункте "а" пункта 6 Порядка, при наличии двух и более кандидатов одной очереди на одно вакантное бюджетное место приоритет отдается в первую очередь - обучающимся, имеющим более высокие результаты по итогам промежуточной аттестации двух семестров, предшествующих подаче заявления о переходе с платного обучения на бесплатное.
Таким образом, приведенное правовое регулирование в аспекте, оспариваемом заявителем, направлено на развитие личности обучающегося, его талантов и умственных и физических способностей посредством установления приоритетов и преимуществ, определенных законодателем.
Статья 26 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.), положения которой являются составной частью правовой системы Российской Федерации, провозглашает, что высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
С учетом того, что доступ к высшему образованию должен определяться способностями, возможностями, усилиями, упорством и настойчивостью тех, кто хочет получить такое образование, доводы заявителя о том, что Порядок нарушает его право на получение по конкурсу бесплатного высшего образования, нельзя признать обоснованными.
Порядок, определяющий правила и случаи перехода обучающихся с платного обучения на бесплатное, и его подпункт "а" пункта 6, предусматривающий среди прочих условий перехода с платного обучения на бесплатное сдачу экзаменов за два семестра обучения, предшествующих подаче заявления, на оценку "отлично", основаны на приведенных нормах Федерального закона и международного права и им не противоречат, в связи с этим не могут рассматриваться как нарушающие права, свободы и законные интересы заявителя и иных лиц.
Доводы К.Л. о том, что при отсутствии обучающихся, соответствующих условию, указанному в подпункте "а" пункта 6 Порядка, вакантные бюджетные места должны быть предоставлены обучающимся с иными показателями оценки знаний, фактически сводятся к необходимости внесения дополнений в оспариваемый нормативный правовой акт, что не может быть осуществлено в порядке абстрактного нормоконтроля.
Ссылки заявителя на противоречие оспариваемого Порядка пункту 9 части 1 статьи 3 Федерального закона, устанавливающему среди принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования принцип автономии образовательных организаций, академических прав и свобод педагогических работников и обучающихся, предусмотренных названным законом, информационной открытости и публичной отчетности образовательных организаций, несостоятельны, поскольку указанная норма не регулирует отношения, связанные с переходом обучающихся с платного обучения на бесплатное.
С учетом изложенного оспариваемый Порядок действующему федеральному законодательству не противоречит, прав, свобод и законных интересов заявителя и иных лиц не нарушает.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления К.Л. о признании недействующим Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 443, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Т.А.ПЕТРОВА