ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 мая 2014 г. N АКПИ14-282
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Б.,
с участием прокурора Коробкова Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заявление К. об оспаривании приложения N 1 к Правилам подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, утвержденным
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 мая 2014 г. N АКПИ14-282
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Б.,
с участием прокурора Коробкова Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заявление К. об оспаривании приложения N 1 к Правилам подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, утвержденным
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 мая 2014 г. N АКПИ14-282
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Б.,
с участием прокурора Коробкова Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заявление К. об оспаривании приложения N 1 к Правилам подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, утвержденным
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 мая 2014 г. N АКПИ14-282
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Б.,
с участием прокурора Коробкова Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заявление К. об оспаривании приложения N 1 к Правилам подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. N 779н,
установил:
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. N 779н утверждены Правила подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала (далее - Правила). Приказ опубликован 21 января 2009 г. в "Российской газете" и зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 января 2009 г., N 13066.
В приложении N 1 к Правилам установлена форма заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 674 внесены изменения в Правила, а приложение N 1 изложено в новой редакции. Приказ опубликован 31 января 2014 г. в "Российской газете" и зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 декабря 2013 г., N 30965.
К. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим приложения N 1 к Правилам в редакции приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 674 в той части, в какой в нем установлено требование к заявителю ставить несколько подписей, ссылаясь на его противоречие статье 6 Гражданского кодекса Российской Федерации по причине несоответствия требованиям разумности, и подпункту "б" пункта 3 Правил разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373, которыми предусмотрено устранение избыточных административных процедур (действий). Считает, что приложение N 1 в этой части возлагает на нее не предусмотренную законом обязанность ставить несколько подписей в одном и том же заявлении.
В судебное заседание К. не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом.
Представители Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) С.Р., М. и С.М. и представитель Министерства юстиции Российской Федерации Ч. возражали против удовлетворения заявленного требования, пояснили, что установленные в приложении N 1 к Правилам требования о подписании заявления в нескольких местах не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и каких-либо прав и законных интересов заявителя не нарушают.
Выслушав возражения представителей заинтересованных лиц, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Согласно статье 7 названного закона распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 этого закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с данным законом (часть 1). Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: 1) улучшение жилищных условий; 2) получение образования ребенком (детьми); 3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона (часть 3). Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала может осуществляться лицами, получившими сертификат, одновременно по нескольким направлениям, установленным поименованным законом (часть 4).
Частью 5 этой статьи установлено, что Правила подачи заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правительство Российской Федерации, реализуя названные положения Закона, подпунктом 5.2.100.67 пункта 5 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 655), наделило Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации полномочиями по принятию Правил.
В настоящее время данные полномочия в соответствии с подпунктом 5.2.119 пункта 5 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, предоставлены Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации.
Во исполнение предоставленных полномочий Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердило Правила.
В приложении N 1 к Правилам установлена форма заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала (далее - форма заявления), в которой предусмотрено проставление подписи заявителя при ознакомлении с Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862, с Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 926, с Правилами отказа от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 184н. Также предусмотрено проставление подписи заявителя о том, что он предупрежден об ответственности за достоверность представленных сведений, указанных в заявлении о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, и после указания прилагаемых к заявлению документов.
Требование о проставлении подписи в указанных разделах не противоречит приведенным положениям закона и не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку ее наличие свидетельствует об ознакомлении заявителя с правилами, регулирующими порядок направления материнского (семейного) капитала на соответствующие цели, о достоверности предоставленных заявителем сведений о том, что он уведомлен об ответственности за предоставление недостоверных сведений, а после перечисления представленных заявителем документов наличие подписи свидетельствует о дате его оформления.
Не может быть признан обоснованным довод заявителя о несоответствии формы заявления в оспариваемой части подпункту "б" пункта 3 Правил разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373.
Названные правила определяют порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения и предоставления государственных функций и услуг. Подпунктом "б" пункта 3 этих правил установлено, что при разработке регламентов федеральный орган исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" и орган государственного внебюджетного фонда предусматривают оптимизацию (повышение качества) исполнения государственных функций, в том числе устранение избыточных административных процедур (действий).
Согласно пункту 15 указанных правил административная процедура - это логически обособленная последовательность административных действий при предоставлении государственных услуг и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, имеющих конечный результат и выделяемых в рамках предоставления государственной услуги.
Оспариваемые заявителем Правила не являются административным регламентом, а установленное в форме заявления требование о проставлении подписи в нескольких местах не является административным действием.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах предоставленных федеральному органу исполнительной власти полномочий, приложение N 1 к Правилам не противоречит федеральному законодательству, прав и свобод заявителя не нарушает, суд в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления К. об оспаривании приложения N 1 к Правилам подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. N 779н, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА