ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 марта 2015 г. N АКПИ14-1570

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энерго Инвест" о признании частично недействующим приложения 1 к приказу Федеральной службы по тарифам от 27 мая 2014 г. N 129-э/14 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО "Газпром газораспределение Тверь" на территории Тверской области",

установил:

приказом Федеральной службы по тарифам от 27 мая 2014 г. N 129-э/14 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО "Газпром газораспределение Тверь" на территории Тверской области" (далее - Приказ) утверждены тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО "Газпром газораспределение Тверь" на территории Тверской области согласно приложениям 1, 2 и 3 к Приказу. Нормативный правовой акт опубликован 2 июля 2014 г. в "Российской газете", зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 июня 2014 г., N 32700.

В приложении 1 установлены тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО "Газпром газораспределение Тверь" на территории Тверской области до июля 2015 года (далее - тариф).

Общество с ограниченной ответственностью "Энерго Инвест" (далее - Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим установленного в приложении 1 тарифа в размере 765 руб. 01 коп. за 1000 м3 без НДС, ссылаясь на то, что оспариваемое положение противоречит Федеральному закону от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о газоснабжении) и Основным положениям формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021 (далее - Основные положения), нарушает права и интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.

В обоснование заявленного требования Общество указало, что оно является объектом жилищно-коммунального хозяйства, основной целью деятельности которого является обеспечение жителей города Ржева тепловой энергией. Для выполнения своих функций им приобретается у ООО "Газпром Межрегионгаз Тверь" газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный по договору поставки газа N 52-4-6243/13 от 25 октября 2012 г. Установленный Приказом тариф является экономически необоснованным, обязывает заявителя осуществлять расчеты по завышенным ценам, а также является убыточным для заявителя, в связи с тем, что газ является основным энергоресурсом, идущим на производство тепловой энергии. Рост тарифа на услуги по транспортировке газа значительно выше, чем максимальные величины роста тарифов на тепловую энергию. Данное завышение приводит к недостатку средств Общества для оплаты иных энергоресурсов (электроснабжение, водоснабжение и водоотведение), необходимых для производства тепловой энергии, ремонта и профилактического обслуживания оборудования котельных и тепловых сетей города Ржева, и как следствие Общество не может беспрепятственно осуществлять свою деятельность.

В судебном заседании представитель Общества С.Н. поддержала заявленные требования.

Представители Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) С.А. и Б., представитель Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) К., возражая против удовлетворения заявления, пояснили, что акт в оспариваемой части не противоречит федеральному законодательству, права и свободы заявителя не нарушает.

Выслушав доводы представителя заявителя, возражения представителей ФСТ России и Минюста России, проверив оспариваемое положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Гражданский кодекс Российской Федерации в пункте 1 статьи 424 устанавливает, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Федеральный закон о газоснабжении, определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, предусматривает регулирование цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа (статья 21).

В соответствии со статьей 8 названного закона Правительство Российской Федерации устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021 утверждены Основные положения, подпунктом "г" пункта 7 которых установлено, что федеральный орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с разделом II Основных положений осуществляет государственное регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.

В силу статьи 23 поименованного закона федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на срок не менее трех и не более пяти лет и определяет порядок их применения. Указанные тарифы могут быть дифференцированы с учетом экономических и социальных условий газоснабжения частей территорий субъектов Российской Федерации.

Согласно Положению о Федеральной службе по тарифам, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 332, ФСТ России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий (пункт 1). На основании и в порядке, установленных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, ФСТ России устанавливает (утверждает, регистрирует) тарифы на транспортировку газа по трубопроводам (подпункт 5.3.1.15).

На основании предоставленных приведенными выше положениями полномочий ФСТ России утверждены тарифы.

Пунктом 3 Основных положений предусмотрено, что цена на газ для потребителя газа на границе раздела газораспределительных сетей и сетей потребителя газа формируется из регулируемых оптовой цены на газ или оптовой цены на газ, определяемой по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям, специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации, и платы за снабженческо-сбытовые услуги.

Пункт 2 Приказа устанавливает, что тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденные этим приказом, учитываются при формировании цен на газ для конечных потребителей, в том числе при формировании розничных цен на газ, реализуемый населению.

При этом основной составляющей в структуре цены на газ для конечного потребителя (в среднем 80%) является оптовая цена на газ.

Министерством экономического развития Российской Федерации на основе одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации с учетом приоритетов и целевых индикаторов социально-экономического развития, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. и задач, поставленных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, разработан прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - Прогноз), которым предусмотрен перенос сроков индексации цен на природный газ, включая оптовые цены, плату за снабженческо-сбытовые услуги поставщиков газа и тарифы на транспортировку газа, для всех потребителей, кроме населения, на 1 июля 2015 г.

Согласно показателям Прогноза оптовая цена на газ для прочих потребителей (кроме населения), а также плата за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиком газа, была сохранена на уровне 2-ого полугодия 2013 года.

При расчете тарифов на услуги по транспортировке газа для ОАО "Газпром газораспределение Тверь" на 2014 год средний тариф был сохранен на уровне 2013 года.

В соответствии с пунктом 15 Основных положений цены на газ (за исключением оптовых цен на природный газ, реализуемый на организованных торгах), тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, специальные надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программ газификации, и размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками, могут дифференцироваться по группам потребителей в зависимости от присоединения последних к сетям различного давления, ценовых поясов, сезонности, времени заключения и сроков действия договоров поставки газа, режимов отбора газа, объемов его потребления и других факторов.

Принципы регулирования и расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям определены Методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденными приказом ФСТ России от 15 декабря 2009 г. N 411-э/7 (далее - Методические указания), пунктом 12 которых установлено, что в зависимости от объемов потребления газа конечными потребителями размер тарифа на транспортировку устанавливается дифференцированно по группам конечных потребителей согласно приложению N 1 к Методическим указаниям. Данным приложением предусмотрены 8 групп конечных потребителей.

Дифференциация тарифов по группам потребителей происходит исходя из объемов транспортировки газа и коэффициентов удельной сложности обслуживания систем газораспределения, установленные для каждой группы потребителей приложением N 1 к Методическим указаниям.

Коэффициенты удельной сложности характеризуют трудоемкость обслуживания системы газораспределения в зависимости от диаметра трубопроводов, давления, объема транспортируемого газа и иных факторов.

Дифференциации подлежит средний тариф, определенный по результатам анализа затрат конкретной газораспределительной организации с учетом годового объема потребления газа.

Таким образом, тариф на услуги по транспортировке газа для газораспределительной организации устанавливается исходя из необходимости покрытия затрат на содержание всей газораспределительной сети с последующей дифференциацией по группам потребителей в зависимости от объемов транспортировки отдельно по точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным сетям.

При этом отнесение конечных потребителей (кроме населения) к группам, по которым дифференцируется тариф на транспортировку газа, производится на основании данных о годовом объеме потребления газа конечных потребителей отдельно по точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным сетям (пункт 13 Методических указаний).

Согласно пункту 14 Методических указаний в случае если после изменения принципов отнесения к группам конечные потребители переходят (полностью или частично) в группу с более высоким коэффициентом сложности обслуживания системы газораспределения и при распространении на них действия тарифов, устанавливаемых для указанной группы, рост тарифов и конечных цен на газ превышает возможные ограничения по их изменению (формированию), то тарифы на транспортировку для указанных конечных потребителей (далее - тарифы на транспортировку для переходящих потребителей) устанавливаются дифференцированно. При этом ФСТ России с учетом возможных ограничений по изменению (формированию) тарифов на транспортировку и конечных цен на газ в возможно короткий срок осуществляет доведение тарифов на транспортировку для переходящих потребителей до уровня тарифов, установленных для группы с более высоким коэффициентом сложности обслуживания системы газораспределения, при условии сохранения заданного размера выручки по регулируемому виду деятельности. Сроки доведения тарифов на транспортировку для переходящих потребителей до уровня тарифов, установленных для группы с более высоким коэффициентом сложности обслуживания системы газораспределения, определяются исходя из оценки темпов роста конечных цен на газ.

Как пояснили в судебном заседании представители ФСТ России, заявитель является потребителем услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО "Газпром газораспределение Тверь" и относится к 4-й группе конечных потребителей с годовым объемом потребления от 1 до 10 млн. м3. При этом в отношении заявителя подлежит применению тариф на услуги по транспортировке газа для потребителей, ранее числившихся в группе с объемом потребления газа от 10 до 100 млн. м3 включительно.

Установление тарифов на транспортировку для переходящих потребителей является временной мерой, направленной на соблюдение ограничения роста розничных цен на природный газ, реализуемый населению, и роста тарифов на услуги организаций коммунального комплекса.

В результате проведенной дифференциации тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО "Газпром газораспределение Тверь" происходит постепенное сближение уровней тарифов, установленных для переходящих потребителей, и тарифов, установленных для данной группы.

В соответствии с Федеральным законом о газоснабжении и постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 2001 г. N 335 "О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации" специальная надбавка к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Приказом Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области (далее - РЭК Тверской области) от 27 декабря 2013 г. N 846-нп на период с 1 января по 31 декабря 2014 г. была установлена специальная надбавка к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО "Газпром газораспределение Тверь" для финансирования программ газификации на территории Тверской области, применяемая ко всем группам потребителей кроме населения, в размере 116,20 руб./1000 м3 без учета НДС, кроме того дополнительные налоговые платежи в размере 29,05 руб./1000 м3 без учета НДС.

Конечная цена на природный газ для потребителей Тверской области, получающих газ по сетям ОАО "Газпром газораспределение Тверь" по 4-й группе с годовым объемом потребления от 1 млн. м3 до 10 млн. м3 включительно, для перешедших из 3-й группы, к которым относится ООО "Энерго Инвест", с 1 января 2014 г. составила 4 851,38 руб./1000 м3, в том числе по составляющим: рассчитанная по формуле цены на газ оптовая цена на газ - 3 832 руб./1000 м3; плата за снабженческо-сбытовые услуги, утвержденная приказом ФСТ России от 11 декабря 2012 г. N 355-э/11, - 121,14 руб./1000 м3; тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО "Газпром газораспределение Тверь" (ранее ОАО "Тверьоблгаз") - 752,99 руб./1000 м3; специальная надбавка к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО "Газпром газораспределение Тверь" для финансирования программ газификации на территории Тверской области, применяемая ко всем группам потребителей кроме населения, утвержденная приказом РЭК Тверской области от 27 декабря 2013 г. N 846-нп, - 116,20 руб./1000 м3, кроме того дополнительные налоговые платежи в размере 29,05 руб./1000 м3.

Конечная цена на природный газ для Общества с 1 июля 2014 г. составила 4 863,40 руб./1000 м3, в том числе по составляющим: оптовая цена на газ сохранена в размере 3 832 руб./1000 м3; плата за снабженческо-сбытовые услуги сохранена в размере 121,14 руб./1000 м3; тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО "Газпром газораспределение Тверь" - 765,01 руб./1000 м3; специальная надбавка к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО "Газпром газораспределение Тверь" для финансирования программ газификации на территории Тверской области, применяемая ко всем группам потребителей кроме населения, утвержденная приказом РЭК Тверской области от 27 декабря 2013 г. N 846-нп, - 116,20 руб./1000 м3, кроме того дополнительные налоговые платежи в размере 29,05 руб./1000 м3.

Таким образом, рост конечных цен на природный газ с учетом всех составляющих для потребителей 4-й группы с годовым объемом потребления от 1 до 10 млн. м3 включительно, перешедших из 3-й группы, к которым относится Общество, с 1 июля 2014 г. составил: 4 863,40 руб., то есть 0,25%.

Приведенный расчет заявителем не оспаривался.

Довод заявителя о том, что после издания Приказа общий размер тарифа на услуги по транспортировке газа для взаиморасчетов между ООО "Газпром Межрегионгаз Тверь" и ООО "Энерго Инвест" увеличился на 16,71%, опровергается арифметическими расчетами.

Согласно приказу ФСТ России от 11 декабря 2012 г. N 355-э/11, которым были утверждены тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО "Тверьоблгаз" на территории Тверской области, для ООО "Энерго Инвест" размер тарифа на услуги по транспортировке газа составлял 752,99 руб./1000 м3. Следовательно, увеличение размера тарифа на услуги по транспортировке газа для ООО "Энерго Инвест" составило: 765,01 * 100 / 752,99 - 100 = 1,6%.

Утверждение заявителя о том, что рост тарифа на услуги по транспортировке газа, значительно превышающий максимальные величины роста тарифов на тепловую энергию, приводит к недостатку средств Общества для оплаты иных энергоресурсов (электроснабжение, водоснабжение и водоотведение), необходимых для производства тепловой энергии, ремонта и профилактического обслуживания оборудования котельных и тепловых сетей, нельзя признать обоснованными.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципом обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, и принципом обеспечения достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения.

Расходы на топливо являются одной из разновидностей расходов, связанных с осуществлением регулируемой деятельности и включаемых в размер необходимой валовой выручки.

В связи с этим расходы на покупку природного газа (топлива) являются расходами, учитываемыми при установлении тарифов в сфере теплоснабжения.

Следовательно, для заявителя расходы на покупку природного газа являются возмещаемыми посредством учета при установлении тарифов на производство тепловой энергии и на услуги по передаче тепловой энергии.

Кроме того, как следует из пункта 3 Основных положений, тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям является одной из составляющей цены на газ для потребителя газа.

Поскольку оспариваемое нормативное положение не нарушает прав и законных интересов заявителя, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Энерго Инвест" о признании частично недействующим приложения 1 к приказу Федеральной службы по тарифам от 27 мая 2014 г. N 129-э/14 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО "Газпром газораспределение Тверь" на территории Тверской области" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА