ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 марта 2015 г. N АКПИ14-1549

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Ш.М. о признании частично недействующим пункта 7 разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 г. N 1 "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности", утвержденного

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 марта 2015 г. N АКПИ14-1549

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Ш.М. о признании частично недействующим пункта 7 разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 г. N 1 "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности", утвержденного

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 марта 2015 г. N АКПИ14-1549

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Ш.М. о признании частично недействующим пункта 7 разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 г. N 1 "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности", утвержденного

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 марта 2015 г. N АКПИ14-1549

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Ш.М. о признании частично недействующим пункта 7 разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 г. N 1 "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности", утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 г. N 17,

установил:

постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 г. N 17 утверждено разъяснение Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 г. N 1 "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности" (далее - Разъяснение).

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 мая 2003 г., регистрационный номер 4554, опубликован в "Российской газете" от 27 мая 2003 г., Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 35, 1 сентября 2003 г.

Согласно абзацу первому пункта 7 Разъяснения причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется гражданам, уволенным с военной службы, в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 7 Разъяснения к бывшим военнослужащим, в отношении которых федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы правомочны рассматривать вопрос об установлении инвалидности и ее причины, относятся граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Гражданка Ш.М. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим пункта 7 Разъяснения, поскольку в нем отсутствуют положения, определяющие возможность установления причины инвалидности с формулировкой "военная травма" в отношении гражданских лиц, обслуживавших действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территории других государств, и ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения в этих государствах боевых действий, и противоречит пункту 6 статьи 4, пункту 1 статьи 16, статьям 14, 28 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", подпункту 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", нарушают ее право на реализацию мер социальной поддержки.

В суде заявитель Ш.М., ее представитель Г. поддержали заявленные требования.

Представители Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Е., Ш.В., Министерства юстиции Российской Федерации Б. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав заявителя на социальное обеспечение.

Выслушав объяснения Ш.М., ее представителя Г., представителей Минтруда России Е., Ш.В., Минюста России Б., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Разъяснение издано в соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 965 "О порядке признания граждан инвалидами" (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом").

Причина инвалидности с формулировкой "военная травма" согласно пункту 7 Разъяснения определяется в случаях, если инвалидность граждан, уволенных с военной службы (бывших военнослужащих), наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении обязанностей военной службы.

Доводы Ш.М. о том, что отсутствие в оспариваемом нормативном правовом акте положений, определяющих возможность установления причины инвалидности с формулировкой "военная травма" в отношении гражданских лиц, обслуживавших действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств, и ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения в этих государствах боевых действий, противоречит действующему законодательству, являются несостоятельными.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", устанавливая основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения, предусматривает, что граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 данного Федерального закона имеют право на одновременное получение двух пенсий.

Инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая у военнослужащих вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (пункт 2 статьи 15 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

К военнослужащим названным Федеральным законом отнесены граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (статья 2).

Следовательно, содержащееся в пункте 7 Разъяснения правило о том, что установление причины инвалидности с формулировкой "военная травма" возможно только в отношении военнослужащих, соответствует действующему законодательству.

Устанавливая правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе инвалидов боевых действий, Федеральный закон "О ветеранах" предусматривает предоставление мер социальной поддержки ветеранам в зависимости от категории, к которой они отнесены законодателем с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда. Так, статьей 4 названного Федерального закона определена категория инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий, к которым отнесены как военнослужащие, так и гражданские лица. К этой категории ветеранов пунктом 6 указанной статьи Федерального закона "О ветеранах" отнесены гражданские лица, обслуживавшие действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств, и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения в этих государствах боевых действий. Указанным гражданским лицам независимо от установленной причины инвалидности предоставляются все меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах".

Вместе с тем положений, требующих установления причины инвалидности с формулировкой "военная травма" для граждан, упомянутых в статье 4 Федерального закона "О ветеранах", в целях отнесения их к инвалидам войны и предоставления соответствующих льгот этот Федеральный закон не содержит.

Статьи 4, 14, 16, 28 Федерального закона "О ветеранах" вопросов, связанных с определением учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности гражданина не регулируют, и положения пункта 7 Разъяснения не могут им противоречить.

Что касается ссылки заявителя на статью 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то с 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" (статья 36).

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Ш.М. о признании частично недействующим пункта 7 разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 г. N 1 "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности", утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 г. N 17, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ