ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 апреля 2014 г. N АКПИ14-137

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,

при секретаре К.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С.В. о признании частично недействующими пунктов 3, 9 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 апреля 2011 г. N 295н,

установил:

приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 апреля 2011 г. N 295н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы (далее - Административный регламент).

Пункт 3 Административного регламента предусматривает, что государственная услуга предоставляется по заявлению лиц с просьбой о проведении медико-социальной экспертизы для установления инвалидности, определения степени утраты профессиональной трудоспособности, установления причины инвалидности в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки, а также физических и юридических лиц, имеющих право в соответствии с законодательством Российской Федерации либо в силу наделения их заявителями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, полномочиями выступать от их имени при взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями при предоставлении государственной услуги.

Пункт 9 Административного регламента определяет, что результатом предоставления государственной услуги является:

при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выдача индивидуальной программы реабилитации инвалида;

при определении степени утраты профессиональной трудоспособности - выдача справки о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах и выдача программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

при установлении причины смерти инвалида (в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки) - выдача справки об установлении причины смерти инвалида;

при отказе в установлении инвалидности (определении степени утраты профессиональной трудоспособности, установлении причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки) - выдача (по желанию получателя государственной услуги) справки о результатах медико-социальной экспертизы.

С.В., являющийся инвалидом вследствие заболевания, полученного в период военной службы, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании указанных нормативных положений в той части, в которой они не предусматривают проведение медико-социальной экспертизы для установления сроков (периода) и времени наступления инвалидности, а также выдачу справки, содержащей данные сведения. Заявитель считает, что пункты 3 и 9 Административного регламента противоречат статье 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ), статьям 20 и 25 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации N 4468-1) и нарушают его право на получение пенсии по инвалидности начиная с даты начала заболевания.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России), Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в письменных возражениях на заявление указали, что оспариваемый в части нормативный правовой акт действующему законодательству не противоречит, прав, свобод и законных интересов заявителя и иных лиц не нарушает. Министерство здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России) указало, что в настоящее время не является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять нормативное правовое регулирование в сфере проведения медико-социальной экспертизы.

Заявитель, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Выслушав объяснения представителей Минтруда России - С.М. и Ш., Минюста России - Ч., Минздрава России - Е., оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что требования не подлежат удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации на основании пункта 1 ранее действовавшего Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321, приняло оспариваемый в части Административный регламент. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 22 июля 2011 г., регистрационный N 21444, и опубликован в "Российской газете", 2011 г., 3 августа.

В настоящее время согласно Положению о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, вопросы нормативно-правового регулирования в сфере проведения медико-социальной экспертизы относятся к компетенции Минтруда России.

Административный регламент согласно содержанию его пункта 1 разработан в целях повышения качества предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы (далее - государственная услуга), доступности, создания комфортных условий для получателей государственной услуги, определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при проведении медико-социальной экспертизы.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации, который утверждает порядок организации и деятельности этих федеральных учреждений. На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается в том числе установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (часть первая и подпункт 1 части третьей).

Во исполнение статьи 1 указанного закона постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 утверждены правила признания лица инвалидом (далее - Правила), которые закрепляют порядок и условия такого признания.

Согласно пункту 24 Правил медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя).

Пункт 9 Правил определяет срок (период) установления инвалидности I группы на 2 года, II и III - на 1 год.

Датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы (пункт II Правил).

Инвалидность устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной медико-социальной экспертизы гражданина (переосвидетельствования), и может быть установлена и без указания сроков переосвидетельствования (пункты 12 и 13 Правил).

В случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указывается в том числе заболевание, полученное в период военной службы, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации (пункт 14 Правил).

Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации (пункт 36 Правил).

Таким образом, Правила, утвержденные высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, определяют сроки (период) установления инвалидности в зависимости от группы инвалидности, а время наступления инвалидности связывают с датой поступления в учреждение медико-социальной экспертизы заявления гражданина с приложенными к нему необходимыми документами.

Из содержания приведенных норм также следует, что учреждения медико-социальной экспертизы осуществляют установление инвалидности в рамках исполнения единой государственной функции, которая реализуется различными действиями, связанными с определением группы, причин, срока и времени установления инвалидности, даты переосвидетельствования и имеет конечный результат в виде выдачи справки, подтверждающей установление инвалидности. Проведение обособленной медико-социальной экспертизы в целях установления сроков и времени наступления инвалидности и выдачу отдельной справки по результатам ее проведения действующее федеральное законодательство не предусматривает.

На основании требований статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" последовательность административных процедур (действий) при реализации государственной функции по установлению инвалидности закреплена в оспариваемом в части Административном регламенте.

Блок-схема, предусмотренная пунктом 47 и приведенная в приложении к Административному регламенту, при установлении инвалидности включает в себя описание последовательности таких действий, как установление группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.

В соответствии с пунктом 62 Административного регламента специалисты бюро выдают получателю государственной услуги, признанному инвалидом (его законному представителю), справку, подтверждающую факт установления инвалидности, форма которой утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 ноября 2010 г. N 1031н "О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления" и содержит строки для внесения информации о дате установления инвалидности, группе, причине, сроке, а также о дате очередного переосвидетельствования.

С учетом изложенного пункты 3 и 9 Административного регламента, предусматривающие предоставление государственной услуги по заявлению лиц с просьбой о проведении медико-социальной экспертизы для установления инвалидности и выдачу справки, подтверждающей факт установления инвалидности, а также выдачу индивидуальной программы реабилитации инвалида в качестве результата предоставления этой услуги, в рамках исполнения которой определяется в том числе срок и время установления инвалидности в соответствии с требованиями, закрепленными Правилами - актом, имеющим большую юридическую силу, действующему федеральному законодательству, в том числе законоположениям, на которые ссылался заявитель, не противоречат.

Доводы заявителя о том, что Закон Российской Федерации N 4468-1 не содержит ограничений по установлению инвалидности за прошедший период, необоснованны.

Согласно статье 27 названного закона в случае пропуска инвалидом срока переосвидетельствования по уважительной причине и установления ему федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы инвалидности за прошлое время выплата пенсии возобновляется с того дня, с которого он признан инвалидом. В случае, если при переосвидетельствовании инвалиду установлена другая группа инвалидности (более высокая или более низкая), пенсия за прошлое время, предшествующее дню переосвидетельствования, выплачивается ему по прежней группе инвалидности (часть вторая).

Из содержания приведенных норм следует, что установление инвалидности за прошлое время федеральный законодатель связывает с пропуском инвалидом срока переосвидетельствования по уважительной причине и иных случаев ее установления за прошлое время не закрепляет.

В соответствии с указанными законоположениями пункты 17 и 18 формы акта медико-социальной экспертизы, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. N 373н и которая в силу пункта 60 Административного регламента заполняется при проведении медико-социальной экспертизы, предусматривают строки для внесения информации о признании уважительной либо неуважительной причины пропуска срока очередного освидетельствования за прошлое время и срока установления инвалидности за прошлое время.

Методические указания по отдельным вопросам экспертизы трудоспособности, утвержденные приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 25 декабря 1986 г. N 161, на которые ссылается заявитель, не являются по отношению к оспариваемому в части Административному регламенту актом большей юридической силы, в связи с чем данные акты не могут быть проверены на соответствие друг другу.

С учетом изложенного пункты 3 и 9 Административного регламента в оспариваемой части действующему федеральному законодательству не противоречат, прав, свобод и законных интересов заявителя и иных лиц не нарушают.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления С.В. о признании частично недействующими пунктов 3, 9 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 апреля 2011 г. N 295н, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Т.А.ПЕТРОВА