ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 декабря 2014 г. N АКПИ14-1283

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре Б.А.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании частично недействующим абзаца первого пункта 2.2.4 Межгосударственного стандарта "Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия" ГОСТ 5727-88, утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 23 декабря 1988 г. N 4557,

установил:

постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 23 декабря 1988 г. N 4557 утвержден Межгосударственный стандарт "Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия" ГОСТ 5727-88 (далее - ГОСТ 5727-88), который опубликован: М., Издательство стандартов, 1988; М., Стандартинформ, 2005.

Абзац первый пункта 2.2.4 ГОСТ 5727-88 устанавливает светопропускание ветровых стекол автотранспорта и трамваев - не менее 75%, прочих стекол - не менее 70%.

К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим с 10 сентября 2010 г. указанного положения в части, предусматривающей светопропускание ветровых стекол автотранспорта не менее 75%, ссылаясь на то, что в оспариваемой части ГОСТ 5727-88, имеющий обязательный характер, противоречит Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2010 г. N 706, подлежащему также обязательному применению, которым установлено, что светопропускание ветрового стекла, передних боковых стекол и стекол передних дверей (при наличии) должно составлять не менее 70 процентов (пункт 3.5.2 приложения 5), нарушает права заявителя как владельца легкового транспортного средства, поскольку устанавливает более жесткие требования в отношении минимально допустимого светопропускания стекол легкового автомобиля.

К., надлежащим образом извещеный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) Б.Е. возражала против удовлетворения заявленного требования, указывая на то, что положения оспариваемого акта применяются на добровольной основе, в связи с чем не могут нарушать прав и интересов заявителя. Более того, с 1 января 2015 г. ГОСТ 5727-88 утрачивает силу.

Обсудив доводы заявителя, выслушав возражения представителя Росстандарта, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленное требование не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (согласно приложению).

Исходя из примечания к пункту 7.3 Перечня разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88. Указанный ГОСТ 5727-88 был введен в действие 1 января 1990 г.

27 декабря 2002 г. был принят Федеральный закон N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).

Согласно статье 2 данного закона обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) устанавливает технический регламент (абзац двадцать пятый), стандартом является документ добровольного многократного использования, которым устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг (абзац двадцать второй)

Со дня вступления в силу Федерального закона N 184-ФЗ впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей (пункт 1 статьи 46).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720 утвержден Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств. В приложении N 5 к нему приведены требования к выпускаемым в обращение единичным транспортным средствам (далее - Требования).

Таким образом, с вступлением в силу указанного технического регламента в соответствии с положениями статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ предписания ГОСТ 5727-88 применяются на добровольной основе.

Пункт 3.5.2 Требований устанавливает требование к пассивной безопасности, относящееся к остеклению транспортного средства, а именно: светопропускание стекол должно обеспечивать надлежащий уровень видимости для водителя.

Вплоть до 30 сентября 2010 г. оспариваемое заявителем положение полностью соответствовало пункту 3.5.2 Требований, который предусматривал, что светопропускание ветрового стекла должно составлять не менее 75 процентов, передних боковых стекол и стекол передних дверей (при наличии) - не менее 70 процентов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2010 г. N 706 названный пункт 3.5.2 изложен в новой редакции, согласно которой светопропускание ветрового стекла, передних боковых стекол и стекол передних дверей (при наличии) должно составлять не менее 70 процентов.

Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2010 г. N 1750-р утвержден перечень документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, а также для осуществления оценки соответствия, включающий 139 нормативных документов: ГОСТ, ГОСТ Р, Правила ЕЭК ООН. ГОСТ 5727-88 "Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия" в данный перечень не включен, что исключает его обязательное применение.

С 1 января 2015 г. взамен ГОСТ 5727-88 приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 2008-ст "О введении в действие межгосударственного стандарта" вводится в действие межгосударственный стандарт ГОСТ 32565-2013 "Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия", пунктом 5.1.2.5 которого установлено, что светопропускание стекол, обеспечивающих видимость для водителя спереди должно быть не 70% для ветровых стекол и для стекол, не являющихся ветровыми, но обеспечивающих обзор водителя спереди и сзади.

Таким образом, оспариваемое положение ГОСТ 5727-88 не противоречит действующему законодательству, прав и законных интересов заявителя не нарушает, оснований для признания его недействующим у суда не имеется.

Руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления К. о признании частично недействующим абзаца первого пункта 2.2.4 Межгосударственного стандарта "Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия" ГОСТ 5727-88, утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 23 декабря 1988 г. N 4557, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА