ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 апреля 2013 г. N АКПИ14-115

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Б.А.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б.М. о признании частично недействующим пункта 4 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 апреля 2013 г. N АКПИ14-115

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Б.А.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б.М. о признании частично недействующим пункта 4 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 апреля 2013 г. N АКПИ14-115

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Б.А.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б.М. о признании частично недействующим пункта 4 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 апреля 2013 г. N АКПИ14-115

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Б.А.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б.М. о признании частично недействующим пункта 4 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842 утверждено Положение о присуждении ученых степеней (далее - Положение). Постановление опубликовано 7 октября 2013 г. в Собрании законодательства Российской Федерации.

Абзацем вторым пункта 4 Положения установлено, что к защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук, кандидата наук по медицинским наукам допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование, подтвержденное дипломом специалиста или магистра, по ветеринарным наукам - лица, имеющие высшее ветеринарное образование, подтвержденное дипломом специалиста или магистра, по юридическим наукам - лица, имеющие высшее юридическое образование, подтвержденное дипломом специалиста или магистра.

Б.М. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца второго пункта 4 Положения в части, устанавливающей требование о наличии высшего юридического образования, подтвержденного дипломом специалиста или магистра, для соискателей ученой степени доктора наук, имеющих степень кандидата юридических наук.

По мнению заявителя, оспариваемая норма с учетом смысла, придаваемого ей правоприменительной практикой, не соответствует пунктам 1, 4, 6 статьи 4, пункту 2 статьи 4.1, пунктам 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ), необоснованно вводит ограничения на защиту докторских диссертаций по юриспруденции для лиц, не имеющих высшего юридического образования, подтвержденного дипломом специалиста или магистра.

Заявитель указала, что Правительство Российской Федерации, установив круг лиц, допускаемых к соисканию ученой степени доктора наук, неправомерно вторглось в сферу правового регулирования Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ.

В судебном заседании Б.М. поддержала заявленные требования и дополнительно ссылалась на противоречие оспариваемой нормы Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ).

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству образованию и науки Российской Федерации (поручение от 4 февраля 2014 г. N ОГ-П8-786).

Представители заинтересованного лица С., Ф. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемое положение не противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу по отношению к постановлению Правительства Российской Федерации. Постановление издано в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации приходит к следующему.

Согласно статьям 1 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации является высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, который на основании и во исполнение федеральных законов издает постановления и распоряжения; акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации.

Пунктом 2.1 статьи 4 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ Правительство Российской Федерации наделено правом устанавливать порядок присуждения ученых степеней, включая критерии, которым должны отвечать диссертации на соискание ученых степеней, порядок представления, защиты диссертаций на соискание ученых степеней, порядок лишения, восстановления ученых степеней, рассмотрения апелляций, порядок рассмотрения Высшей аттестационной комиссией при федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, диссертаций на соискание ученой степени доктора наук и аттестационных дел.

Во исполнение указанного нормативного положения Правительство Российской Федерации постановлением от 24 сентября 2013 г. N 842 утвердило оспариваемое в части Положение, установив в пункте 4 требования к лицам, претендующим на присвоение ученой степени доктора наук по юридической науке, требование о наличии высшего юридического образования, подтвержденного дипломом специалиста или магистра.

Между тем такие требования установлены статьей 4.1 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ, согласно которой к соисканию ученой степени доктора наук допускаются лица, имеющие ученую степень кандидата наук и подготовившие диссертацию на соискание ученой степени доктора наук на основе результатов проведенных ими научных исследований (пункт 2).

Таким образом, законодателем определен круг лиц, которые могут быть соискателями ученой степени доктора наук. При этом возможность стать соискателем ученой степени доктора наук по определенной специальности не ставится в зависимость от направления полученного претендентом высшего образования.

Помимо этого установление таких требований к лицам, претендующим на присвоение ученых званий доцента и профессора, законодателем пунктом 2.2 статьи 4 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ прямо отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.

Установление таких требований к лицам, претендующим на присвоение ученых степеней доктора наук и кандидата наук, пунктом 2.1 названной статьи закона Правительству Российской Федерации не предоставлено.

В связи с этим, установив в пункте 4 Положения дополнительные требования к лицам, претендующим на присвоение ученой степени доктора наук по юридическим наукам, Правительство Российской Федерации превысило свои полномочия.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ подготовка кадров высшей квалификации отнесена к высшему образованию (пункт 4 части 5 статьи 10); документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования; лицам, освоившим программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и защитившим в установленном законодательством Российской Федерации порядке научно-квалификационную работу (диссертацию) на соискание ученой степени кандидата наук, присваивается ученая степень кандидата наук по соответствующей специальности научных работников и выдается диплом кандидата наук (части 7, 9 статьи 60).

Из приведенных нормативных положений следует, что диплом кандидата наук подтверждает получение высшего образования по соответствующей специальности.

Согласно статье 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу данного закона, приравниваются к уровням образования, установленным Федеральным законом, в частности послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) - к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (подпункт 6 пункта 1).

Следовательно, диплом кандидата юридических наук, полученный до дня вступления в силу Федерального закона 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, приравнивается к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).

Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 69 названного закона к освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.

Из приведенной нормы следует, что к освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по другим направлениям, в том числе юриспруденции, допускаются лица, имеющие высшее образование, независимо от направления полученного высшего образования.

С учетом изложенного, пункт 4 Положения в части, устанавливающей требование к лицам, претендующим на присвоение ученой степени доктора наук по юридической науке, о наличии высшего юридического образования, подтвержденного дипломом специалиста или магистра, не соответствует приведенным положениям федерального законодательства, необоснованно ограничивает права соискателей ученой степени доктора наук, имеющих ученую степень кандидата юридических наук.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Б.М. удовлетворить.

Признать недействующим абзац второй пункта 4 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842, в части, устанавливающей требование о наличии высшего юридического образования, подтвержденного дипломом специалиста или магистра, для соискателей ученой степени доктора наук по юридическим наукам, имеющих степень кандидата юридических наук.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА