ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 октября 2013 г. N АКПИ13-850

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре К.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению И. о признании частично недействующими пунктов 9 и 10 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240, пункта 8 Сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены, утвержденных приказом Министерства труда Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 215н,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила). Постановление опубликовано 14 апреля 2008 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, 15 апреля 2008 г. в "Российской газете".

Пунктом 9 Правил установлено, что сроки пользования техническими средствами (изделиями) до их замены устанавливаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Согласно пункту 10 Правил замена технического средства (изделия) осуществляется по решению уполномоченного органа на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления: по истечении установленного срока пользования; при невозможности осуществления ремонта или необходимости досрочной замены, что подтверждено заключением медико-технической экспертизы. Замена технических средств (изделий) осуществляется в порядке, установленном настоящими Правилами для их получения.

Приказом Министерства труда Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 215н утверждены Сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены (далее - Сроки пользования техническими средствами реабилитации). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 августа 2013 г., N 29772, опубликован 6 сентября 2013 г. в "Российской газете".

Пунктом 8 Сроков пользования техническими средствами реабилитации установлен срок пользования техническим средством реабилитации, а именно корсетом жесткой фиксации и корсетом функционально-корригирующим не менее 2 лет (для детей-инвалидов - не менее 1 года).

И. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 9, 10 Правил в части установления сроков пользования техническими средствами (изделиями) и перечня случаев замены технического средства (изделия) в отношении детей-инвалидов и пункта 8 Сроков пользования техническими средствами реабилитации в части сроков использования таких видов технических средств реабилитации, как корсет жесткой фиксации и корсет функционально-корригирующий, ссылаясь на их противоречие части 1 статьи 39, части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, статьям 2, 11 и 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ), статье 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", закрепляющим право на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение в случае инвалидности, государственные гарантии социальной защиты инвалидов, право инвалидов на реабилитацию, приоритет охраны здоровья детей.

В обоснование заявленных требований указала, что имеет ребенка-инвалида, который нуждается в технических средствах реабилитации. Установленные оспариваемыми нормами сроки пользования техническими средствами и порядок их замены ограничивает право детей-инвалидов на своевременное получение технических средств реабилитации.

В судебное заседание заявитель не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Правительство Российской Федерации поручило Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации (поручение от 21 августа 2013 г. N СП-П12-6008).

Представители заинтересованных лиц Р., Л., Ч. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемые Постановление и Приказ утверждены Правительством Российской Федерации и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в пределах предоставленных им полномочий и с соблюдением установленного порядка. Оспариваемые положения не противоречат федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не нарушают права и законные интересы заявителя.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации (статья 10).

Статьей 11.1 этого закона установлено, что технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации постановлением от 7 апреля 2008 г. N 240 утвердило Правила.

Пунктом 3 Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется в том числе путем предоставления соответствующего технического средства (изделия) и оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия) (подпункты "а", "б").

Правительство Российской Федерации, осуществляя предоставленные ему полномочия, в пунктах 9 и 10 Правил определило порядок замены технического средства (изделия), а также предоставило Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации полномочия по установлению сроков пользования техническими средствами (изделиями).

Согласно Положению о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, данное Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов (пункт 1).

Во исполнение предоставленных полномочий Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации приказом от 24 мая 2013 г. N 215н утверждены Сроки пользования техническими средствами реабилитации.

Наделение Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации правом устанавливать сроки пользования техническими средствами реабилитации не противоречит приведенным положениям федерального законодательства, в связи с чем несостоятельным является довод заявителя о противоречии пункта 9 Правил Федеральному закону от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ.

Не может быть признан обоснованным и довод заявителя о нарушении пунктом 8 Сроков пользования техническими средствами реабилитации и пунктом 10 Правил права ребенка-инвалида на своевременное получение технических средств реабилитации.

Пунктом 8 Сроков пользования техническими средствами реабилитации установлен срок пользования корсетом жесткой фиксации и корсетом функционально-корригирующим не менее 2 лет (для детей-инвалидов - не менее 1 года).

Пунктом 10 Правил предусмотрена замена технического средства (изделия) по истечении его срока пользования и при невозможности осуществления ремонта или необходимой досрочной замены, что подтверждено заключением медико-технической экспертизы, в порядке, установленном Правилами.

Таким образом, данными положениями предусмотрена замена технического средства (изделия) до истечения установленного пунктом 8 Сроков пользования техническими средствами реабилитации срока его пользования.

Довод заявителя о противоречии пункта 10 Правил в части, устанавливающей, что замена технического средства (изделия) может быть осуществлена на основании заключения медико-технической экспертизы, части 2 статьи 58 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ является необоснованным, поскольку данное положение устанавливает виды медицинских экспертиз, направленных на установление состояния здоровья гражданина в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина.

Медико-техническая экспертиза в соответствии с пунктом 1 Порядка осуществления исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 августа 2008 г. N 438н, производится для установления необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р.

Таким образом, вопросы, связанные с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации, не отнесены к предмету правового регулирования Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ.

Неправильная правоприменительная практика, на что ссылается заявитель, не является основанием для признания оспариваемых норм недействующими.

Учитывая, что оспариваемые Правила и Сроки пользования техническими средствами реабилитации изданы в пределах предоставленных Правительству Российской Федерации и Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации полномочий, оспариваемые положения не противоречат федеральному законодательству, прав, свобод и законных интересов заявителя не нарушают, суд в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления И. о признании частично недействующими пунктов 9 и 10 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240, пункта 8 Сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены, утвержденных приказом Министерства труда Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 215н, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА