ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 сентября 2013 г. N АКПИ13-680

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре П.О.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П.А., З.Н.А., Р.И.Р., Д.Т., Т.Л., Р.А., Ж.Л., Л.Г., В.Т., С.А., П.Г., К.М.И., К.Л.Б., Л.В., К.Я., К.Н.А., И.Р.Ф., Г.Н., Г.О., И.Т., С.Г., Г.Л., Р.И.Г., П.В.Ф., М.С., Б.А.С., А.Н.П., К.О.Н., Б.Л., Г.В., Т.Н.Б., Б.В.А., А.Н.В., И.Р.А., К.Г., А.Т., Г.И., К.О.В., А.Н.Ю., А.Г., К.М.В., К.Л.В., И.Е., И.Г., Г.Т.А., Р.С., М.М.В., Р.Т., Р.Г., Г.С.П., С.С.Г., С.Л., Д.А., К.Е., В.А., М.И.П., М.М.М., К.В., Б.В.В., К.Н.Ю., К.Н.А., Е.И., Е.М., М.И.В., К.Н.П., Ф., А.А.Н., М.Н.Н., А.А.Е., Ж.К., Д.Е.Н., Г.С.В., Б.А.А., А.А.С., С.И., П.В.В., П.Н., действующей также в интересах несовершеннолетних П.А. и П.М., Б.Н., С.С.В., Б.С., Х., В.И., А.Н.В., Т.Н.А., П.Д., П.Е., А.И., М.Н.В., Г.Т.П., Ш., Я., С.Т., Л.Н., Л.Т., Б.Г. о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2012 г. N 928 "О базовых государственных информационных ресурсах",

установил:

Правительство Российской Федерации 14 сентября 2012 г. издало постановление N 928 "О базовых государственных информационных ресурсах". Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации N 39, 24 сентября 2012 г.

Граждане П.А., З.Н.А. и другие (всего 97 человек) обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2012 г. N 928 "О базовых государственных информационных ресурсах". Как указывают заявители, сведения, содержащиеся в реестре базовых государственных информационных ресурсов, являются открытыми и общедоступными, что противоречит нормам Федерального закона "О персональных данных", Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке данных личного характера и нарушает права граждан на законную обработку их персональных данных.

Заявители Р.С.А., М.М.В., С.С.Г., С.Л., Б.В.В. извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Остальные заявители извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству экономического развития Российской Федерации (поручение от 16 июля 2013 г. N СП-П10-5008).

Представитель Правительства Российской Федерации В.Ю. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают права граждан.

Выслушав объяснения представителя Правительства Российской Федерации В.Ю., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правительство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (статья 23).

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", регулируя отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, предусматривает полномочия Правительства Российской Федерации определять требования к порядку формирования, актуализации и использования базовых государственных информационных ресурсов и порядок формирования, актуализации и использования реестра базовых государственных информационных ресурсов (статья 7.1).

Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2012 г. N 928 утверждены Требования к порядку формирования, актуализации и использования базовых государственных информационных ресурсов и Правила формирования, актуализации и использования реестра базовых государственных информационных ресурсов.

Требования к порядку формирования, актуализации и использования базовых государственных информационных ресурсов устанавливают, что базовые государственные информационные ресурсы формируются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами государственных внебюджетных фондов путем размещения в созданных или создаваемых государственных информационных ресурсах уникальных сведений об объекте либо о субъекте (физическом или юридическом лице), которые предназначены для использования при осуществлении межведомственного информационного взаимодействия в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и на создание которых указанные органы уполномочены в соответствии с федеральными законами (пункт 1).

Данные положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству Российской Федерации. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", регулируя отношения, связанные с обработкой персональных данных, определяет условия обработки персональных данных. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, участвующих в предоставлении государственных услуг, предусмотренных Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (часть 1 статьи 6).

Правила формирования, актуализации и использования реестра базовых государственных информационных ресурсов определяют порядок формирования, актуализации и использования реестра базовых государственных информационных ресурсов. Согласно пункту 2 Правил реестр включает в себя систематизированную совокупность сведений о базовом государственном информационном ресурсе, представленную в виде паспорта базового государственного информационного ресурса, и перечень наименований уникальных сведений об объекте либо о субъекте (физическом или юридическом лице), которые предназначены для использования при осуществлении межведомственного информационного взаимодействия.

Реестр базовых государственных информационных ресурсов включает в себя сведения о базовых государственных информационных ресурсах, порядке доступа к сведениям базовых государственных информационных ресурсов и не содержит персональных данных.

Согласно части 3 статьи 13 Федерального закона "О персональных данных" не допускается использование оскорбляющих чувства граждан или унижающих человеческое достоинство способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных.

Правительство Российской Федерации, осуществляя нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, самостоятельно определяет содержание правового акта. Употребление в Правилах формирования, актуализации и использования базовых государственных информационных ресурсов термина "наименование" уникальных сведений о субъекте не может рассматриваться как противоречие действующему законодательству и нарушение прав граждан.

Из содержания Федерального закона "О персональных данных" следует, что применительно к физическому лицу "наименование" - это слова: "фамилия", "имя", "отчество".

Базовые ресурсы формируются уполномоченными органами и предназначены для использования при осуществлении межведомственного информационного взаимодействия, используются в целях предоставления государственных и муниципальных услуг.

Реестр базовых государственных информационных ресурсов не содержит информации, относящейся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Следовательно, предусмотренные пунктом 15 Правил формирования, актуализации и использования базовых государственных информационных ресурсов требования об открытости и общедоступности сведений, содержащихся в реестре, не могут нарушать права субъектов персональных данных. Согласно статье 9 Федерального закона "О персональных данных" субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе.

Доводы заявителей о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта вводят обязательную идентификацию граждан Российской Федерации по идентификационным номерам во всех видах правоотношений, и применение к человеку идентификатора является нарушением его дееспособности, обезличиванием, несостоятельны.

Правила формирования, актуализации и использования базовых государственных информационных ресурсов предусматривают включение в перечень наименований эталонных сведений об объектах и о субъектах (физических и юридических лицах) и идентификаторов этих сведений, наименования идентификатора (идентификаторов) сведений об объекте (субъекте).

Заявители не согласны с введением оспариваемым нормативным правовым актом идентификатора сведений о субъекте. Между тем идентификатор - это способ обработки персональных данных, который представлен в виде уникальной последовательности символов, использование которой при межведомственном информационном взаимодействии позволит однозначно получать сведения, содержащиеся в базовом государственном информационном ресурсе, что не противоречит законодательству Российской Федерации и нормам международного права.

Согласно Федеральному закону "О персональных данных" федеральными законами могут быть установлены особенности учета персональных данных в государственных и муниципальных информационных системах персональных данных, в том числе использование различных способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в соответствующей государственной или муниципальной информационной системе персональных данных, конкретному субъекту персональных данных (часть 2 статьи 13).

Конвенция о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера, устанавливая основополагающие принципы защиты данных, допускает, что данные личного характера, подвергающиеся автоматизированной обработке, сохраняются в форме, позволяющей идентифицировать субъекта данных (статья 5).

Гражданский кодекс Российской Федерации дееспособность гражданина определяет как его способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их по достижении восемнадцатилетнего возраста (статья 21). Использование уникальной последовательности символов для получения сведений, содержащихся в базовом государственном информационном ресурсе, не может рассматриваться как ограничение дееспособности гражданина.

Одним из принципов, установленных Федеральным законом "О персональных данных", является недопущение объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой (часть 3 статьи 5). Из содержания постановления Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2012 г. N 928 не следует, что допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные. Целью выполнения требований оспариваемого нормативного правового акта является оптимизация сведений, хранящихся в государственных информационных ресурсах, и решение проблем, возникающих при межведомственном информационном взаимодействии.

Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, которые направлены на обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации; соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа; реализацию права на доступ к информации (статья 16 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). В оспариваемом постановлении установлены требования о соблюдении мер по обеспечению защиты персональных данных лица, сведения о котором содержатся в базовом ресурсе (назначение должностного лица, ответственного за организацию обработки персональных данных в уполномоченном органе, утверждение правил обработки персональных данных, иные меры по защите персональных данных от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения или других неправомерных действий в отношении этих данных).

В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление П.А., З.Н.О., Р.И.Р., Д.Т., Т.Л., Р.А., Ж.Л., Л.Г., В.Т., С.А., П.Г., К.М.И., К.Л.Б., Л.В., К.Я., К.Н.А., И.Р.Ф., Г.Н., Г.О., И.Т., С.Г., Г.Л., Р.И.Г., П.В.Ф., М.С., Б.А.С., А.Н.П., К.О.Н., Б.Л., Г.В., Т.Н.Б., Б.В.А., А.Н.В., И.Р.А., К.Г., А.Т., Г.И., К.О.В., А.Н.Ю., А.Г., К.М.В., К.Л.В., И.Е., И.Г., Г.Т.А., Р.С., М.М.В., Р.Т., Р.Г., Г.С.П., С.С.Г., С.Л., Д.А., К.Е., В.А., М.И., М.М.М., К.В., Б.В.В., К.Н.Ю., К.Н.А., Е.И., Е.М., М.И.В., К.Б., Ф., А.А.Н., М.Н.Н., А.А.Е., Ж.К., Д.Е.Н., Г.С.В., Б.А.А., А.А.С., С.И., П.В.В., П.Н. действующей также в интересах несовершеннолетних П.А. и П.М., Б.Н., С.С.В., Б.С., Х., В.И., А.Н.В., Т.Н.А., П.Д., П.Е., А.И., М.Н.В., Г.Т.П., Ш., Я., С.Т., Л.Н., Л.Т., Б.Г. о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2012 г. N 928 "О базовых государственных информационных ресурсах" оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ