ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 июня 2013 г. N АКПИ13-570

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Р.,

при секретаре А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. о признании недействующим абзаца одиннадцатого приложения N 4 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 205,

установил:

в абзаце одиннадцатом приложения N 4 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений приведен примерный распорядок дня осужденных, определяющий продолжительность личного времени осужденных от 30 до 60 минут.

Гражданин М., отбывающий наказание в исправительном учреждении, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим приложения N 4 к Правилам, устанавливающим примерный распорядок дня осужденных, в части определения личного времени - от 30 до 60 минут (абзац одиннадцатый).

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта нарушают конституционные права граждан на охрану здоровья, защиту своих прав всеми не запрещенными способами, позволяют уменьшать личное время осужденных до 30 минут в сутки, что недостаточно для реализации личных потребностей человека (недостаточно времени для написания письма домой, обращения в суд, нет времени реализовать гарантированное право на вероисповедание).

Учитывая, что М. извещен о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке, отбывает наказание в виде лишения свободы, выступая стороной в гражданском судопроизводстве, довел до сведения суда свою позицию, разрешение заявленных требований связано с правовой оценкой законности оспариваемых положений нормативного правового акта и не требует исследование фактических обстоятельств, ему было разъяснено право на ведение гражданского дела через представителя, суд считает возможным ходатайство М. об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи оставить без удовлетворения.

Представители Министерства юстиции Российской Федерации С.С., С.Г. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают права осужденных.

Выслушав объяснения представителей Минюста России С.С., С.Г., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим).

Согласно части 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Федеральные органы исполнительной власти в соответствии со статей 4 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации вправе принимать основанные на федеральном законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний.

В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, которые утверждаются Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (часть 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 205 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, которые согласованы с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, прошли государственную регистрацию в Минюсте России 14 ноября 2005 г., регистрационный номер 7161, опубликованы в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 47, 21 ноября 2005 г.

Комплекс ограничений, устанавливаемый уголовно-исполнительным законодательством для осужденных, предусматривает действие в исправительных учреждениях правил внутреннего распорядка, которые регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений.

В каждом исправительном учреждении устанавливается строго регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и других конкретных обстоятельств. Распорядок дня включает в себя время подъема, отбоя, туалета, физической зарядки, принятия пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных и культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях, личного времени.

Примерный распорядок дня осужденных определяет общую непрерывную продолжительность личного времени от 30 до 60 минут, не ограничивая при этом предоставление личного времени осужденным по количеству в течение дня.

Такое правовое регулирование осуществлено федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, соответствует действующему уголовно-исполнительному законодательству.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации наделяет осужденных правом обращаться с ходатайствами, предложениями, заявлениями и жалобами, изложенными в устной или письменной форме, к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними (статьи 14, 15).

Определение примерным распорядком дня осужденных личного времени не может рассматриваться как лишение осужденных права на свободу совести и вероисповедания, права на переписку.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление М. о признании недействующим абзаца одиннадцатого приложения N 4 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 205, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ