ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 апреля 2013 г. N АКПИ13-162

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре А.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям М., О. о признании недействующими частично пункта 9 и пункта 17 Положения об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2005 г. N 549 (далее - Положение),

установил:

согласно пункту 9 Положения минимальный суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности) составляет 55 процентов среднемесячного заработка гражданина за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах, предшествовавших одному из следующих событий:

а) дню выхода на пенсию;

б) дню выработки страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

в) дню прекращения осуществления видов деятельности, указанных в перечне;

г) дню прекращения работы в организации ядерного оружейного комплекса или в военном представительстве.

Пункт 17 Положения предусматривает, что вопросы, связанные с установлением и выплатой дополнительного обеспечения, не регулируемые данным Положением, разрешаются в порядке, установленном для назначения и выплаты трудовой пенсии.

Гражданин М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим частично пункта 9 Положения, как не препятствующего работодателю при минимальном суммарном размере дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости, составляющем 55 % заработка, рассчитывать среднемесячный заработок исходя из среднемесячного заработка работников соответствующих профессий, а не исходя из среднемесячного заработка гражданина за полные 12 месяцев непрерывной работы, что противоречит части 4 статьи 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" и уменьшает размер дополнительного материального обеспечения, причитающегося ему.

Гражданин О. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 17 Положения, ссылаясь на то, что данная норма противоречит части 2 статьи 23 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и нарушает права заявителя на дополнительное материальное обеспечение.

Заявленные требования объединены в одно производство, поскольку касаются одного и того же нормативного правового акта.

О. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.

В суде М., представляющий по доверенности также интересы О., поддержал заявленные требования и пояснил, что ему исчисление размера среднемесячного заработка при установлении дополнительного обеспечения гражданам произведено исходя из среднемесячного заработка работников соответствующих профессий (квалификации, замещающих соответствующие должности), за полные 12 месяцев непрерывной работы, без учета фактически начисленной ему заработной платы. Оспариваемые положения нормативного правового акта, по его мнению, не соответствуют принципу правовой определенности.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Государственной корпорации "Росатом" (поручение от 25 февраля 2013 г. N РД-П7-1156).

Представитель Правительства Российской Федерации Р. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации и не нарушают права граждан на получение мер социальной поддержки.

Выслушав объяснения М., представителя Правительства Российской Федерации Р., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" и от 9 августа 2005 г. N 949 "О совершенствовании системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановлением от 1 сентября 2005 г. N 549 утвердило Положение об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию (действует в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. N 566 и от 13 мая 2010 г. N 328).

Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации N 37, 12 сентября 2005 г.

Указ Президента Российской Федерации "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" направлен на обеспечение адресной социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса до вступления в силу соответствующих федеральных законов.

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации в пункте 9 Положения предусмотрело, что при назначении дополнительного обеспечения минимальный суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости должен составлять 55 процентов среднемесячного заработка гражданина за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса. Данные требования нормативного правового акта соответствуют подпункту "б" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563, устанавливающему, что при назначении дополнительного обеспечения суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости должен в зависимости от страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Минобороны России составлять от 55 до 75 процентов среднемесячного заработка за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса или в военных представительствах Минобороны России.

Доводы заявителя о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта, предусматривающие определение суммарного размера дополнительного обеспечения в процентном отношении с учетом среднемесячного заработка гражданина за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах, не отвечают принципу правовой определенности, являются несостоятельными.

Положением об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую установлен специальный порядок подсчета среднемесячного заработка для дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам (пункт 12).

Оспариваемые положения нормативного правового акта не лишают гражданина права на обращение в суд в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, в случае несогласия с размером среднемесячного заработка для исчисления дополнительного материального обеспечения.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, предусматривает, что начисленные суммы трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), выплата которых была приостановлена органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и которые не были востребованы пенсионером своевременно, выплачиваются ему за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие моменту обращения за получением начисленной трудовой пенсии. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком (часть 2 статьи 23).

Из содержания пункта 17 Положения следует, что вопросы, связанные с установлением и выплатой дополнительного обеспечения, которые не урегулированы данным Положением, разрешаются в порядке, установленном для назначения и выплаты трудовой пенсии. Пункт 17 Положения, являясь по своему характеру отсылочной нормой, вопросы исковой давности не регулирует и не может рассматриваться как нарушающий право гражданина на получение мер социальной поддержки.

Следовательно, доводы заявителя О. о том, что пункт 17 Положения регулирует вопросы применения срока исковой давности к требованиям о возмещении ущерба, причиненного при назначении и выплате дополнительного материального обеспечения, являются несостоятельными.

Дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение по своей правовой природе является мерой социальной поддержки, оно не относится к обязательным видам социального обеспечения и фактически выступает в качестве способа повышения уровня пенсионного обеспечения граждан, осуществлявших в ядерном оружейном комплексе деятельность, сопряженную с наиболее высоким риском для жизни и здоровья.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявления М. и О. о признании недействующими частично пункта 9 и пункта 17 Положения об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2005 г. N 549, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ