ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 марта 2014 г. N АКПИ13-1376

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Б.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Центр патологии речи и нейрореабилитации" о признании частично недействующими пунктов 2.1, 5.3 Требований к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 11 сентября 2012 г. N 855/370, таблицы 1.1, пункта 1.2.3 таблицы 1.2 приложения N 1 к Требованиям,

установил:

приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 11 сентября 2012 г. N 855/370 утверждены Требования к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности (далее - Требования). Приказ опубликован 27 марта 2013 г. в "Российской газете", зарегистрирован 12 марта 2013 г. в Министерстве юстиции Российской Федерации N 27616.

Согласно пункту 2 Требований Требования обязательны для применения юридическими лицами, осуществляющими деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, включенных в списки I - III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.

Пункт 5.3 Требований к объектам и помещениям 3-й категории относит: объекты и помещения медицинских организаций, осуществляющих хранение 5-дневного и (или) 3-дневного запаса наркотических средств и психотропных веществ и наркотических средств и психотропных веществ, сданных родственниками умерших больных (абзац второй); объекты и помещения юридических лиц, осуществляющих хранение наркотических средств и психотропных веществ, используемых в ветеринарных, научных, учебных и экспертных целях (абзац третий); объекты и помещения юридических лиц, осуществляющих хранение внесенных в список I прекурсоров, используемых в научных, учебных и экспертных целях (абзац четвертый).

Таблицей 1.1 приложения N 1 к Требованиям установлены общие требования к оснащению ограждающими конструкциями, элементами инженерно-технической укрепленности различных категорий объектов, в частности к дверным конструкциям, запирающим устройствам.

Таблицей 1.2 приложения N 1 установлены общие требования к минимально необходимому составу технических средств охраны для различных категорий объектов, в частности пунктом 1.2.3 к виду технических средств противокриминальной защиты отнесены охраняемые помещения с выводом на внутренний пост охраны для объектов 1 и 2 категорий, с выводом на ПЦО для объектов 1, 2, 3, 4 категорий.

Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл "Центр патологии речи и нейрореабилитации" (ГБУ РМЭ "ЦПРНР" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пункта 2.1, абзаца второго пункта 5.3 Требований, разделов "Дверные конструкции" и "Запирающие устройства" таблицы 1.1 приложения N 1 к Требованиям в той части, в которой они предусматривают, что в охраняемые помещения должны быть установлены входные двери 3 класса защиты и запирающие устройства входных дверей охраняемых помещений 3 класса защиты, пункта 1.2.3 таблицы 1.2 приложения N 1 к Требованиям в той части, в которой установлено требование о том, что помещение для хранения должно быть оборудовано системой охранной сигнализации с выводом на ПЦО, ссылаясь на то, что приказ издан Министерством внутренних дел Российской Федерации с превышением полномочий, в нарушение нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, а именно постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1035 "О порядке установления требований к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1035), пункта 3 статьи 31 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ).

В обоснование заявленного требования ГБУ РМЭ "ЦПРНР" указало, что оспариваемые положения нарушают его права, поскольку при их применении в осуществлении лечебной деятельности невозможно своевременное и качественное оказание медицинской помощи, в том числе и тяжелобольным детям с судорожными приступами, так как усложняется доступ к лекарственному препарату, который должен быть введен пациенту в течение 25 минут. При соблюдении всех оспариваемых положений препарат может быть изъят из комнаты хранения не ранее чем через 15 минут.

В судебном заседании ГБУ РМЭ "ЦПРНР" С.В. поддержал заявленные требования, просил об их удовлетворении.

Представители Министерства внутренних дел Российской Федерации Т., И., представитель Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Д., представитель Министерства юстиции Российской Федерации С.Н. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили, что приказ издан в пределах полномочий, предоставленных Министерству внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации, оспариваемые положения не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают права и свободы заявителя.

Выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности устанавливаются Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ.

Согласно пункту 4 статьи 10 этого закона требования к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В целях реализации данного полномочия Правительство Российской Федерации постановлением от 17 декабря 2010 г. N 1035 делегировало Министерству внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков полномочия по установлению требований к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности.

Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков во исполнение предоставленных полномочий приказом от 11 сентября 2012 г. N 855/370 утвердили оспариваемые Требования.

С учетом изложенного Требования утверждены Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в рамках предоставленных им полномочий.

Требования, в силу их пункта 1, предусматривают мероприятия по оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности, направленные на обеспечение их сохранности.

В связи с этим не может быть признан обоснованным довод заявителя о том, что Требования изданы в нарушение положения пункта 3 статьи 31 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ, согласно которому федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, предоставлены полномочия по определению порядка и условий использования наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях, поскольку Требования не определяют названные порядок и условия.

Довод заявителя о том, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1035 Требования должны распространяться только на организации, использующие наркотические средства и психотропные вещества в научных и учебных целях, а также в экспертной деятельности, и не могут применяться в отношении медицинских организаций, осуществляющих лечебную деятельность, является ошибочным, основан на неправильном толковании названного Постановления и опровергается его содержанием.

Согласно статье 20 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ хранение наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров осуществляется юридическими лицами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в специально оборудованных помещениях при наличии лицензии на указанный вид деятельности (пункт 1).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1148 утверждены Правила хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (далее - Правила), согласно которым хранение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров осуществляется юридическими лицами, имеющими лицензию на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также с правом их хранения (пункт 2), в изолированных помещениях, специально оборудованных инженерными и техническими средствами охраны, а также в местах временного хранения (за исключением прекурсоров) (пункт 3).

В связи с этим МВД России и ФСКН России вправе были установить в пункте 2.1 Требований обязанность юридических лиц, осуществляющих указанную выше деятельность, по применению Требований, поскольку ими предусматриваются мероприятия по оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляется эта деятельность.

Положение пункта 5.3 Требований, относящее к 3-й категории объекты и помещения медицинских организаций, осуществляющих хранение 5-дневного и (или) 3-дневного запаса наркотических средств и психотропных веществ и наркотических средств и психотропных веществ, сданных родственниками умерших больных, соответствует пункту 4 Правил, согласно которому к 3-й категории относятся помещения учреждений здравоохранения, предназначенные для хранения 5-дневного и (или) 3-дневного запаса наркотических средств и психотропных веществ и наркотических средств и психотропных веществ, сданных родственниками умерших больных.

Таблицами 1.1 и 1.2 приложения N 1 к Требованиям установлены общие требования к оснащению ограждающими конструкциями, элементами инженерно-технической укрепленности различных категорий объектов, в том числе дверных конструкций и запирающих устройств с установлением класса защиты для каждой категории объекта, и к минимально необходимому составу технических средств охраны для различных категорий объектов.

Данные таблицы конкретизируют требования к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, установленные Правилами, в частности его пунктами 7, 10, согласно которым помещение, относящееся к 3-й категории, оборудуется входной металлической дверью, деревянной дверью, усиленной с 2 сторон листовым железом, либо дверью из иного материала, обладающей классом защиты от разрушающих воздействий не ниже 3-го. Входная дверь имеет не менее 2 запирающих устройств 3-го класса защиты от разрушающих воздействий. Охрана помещений, относящихся к 1-й и 2-й категориям, осуществляется на договорной основе подразделениями вневедомственной охраны полиции, организацией, подведомственной Министерству внутренних дел Российской Федерации, либо ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти. Охрана помещений, относящихся к 3-й и 4-й категориям, осуществляется путем привлечения указанных охранных организаций, либо юридических лиц, имеющих лицензию на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности. После окончания рабочего дня сейфы, металлические шкафы и помещения опечатываются (пломбируются) и сдаются под охрану. Не подлежат сдаче под охрану помещения, имеющие круглосуточный режим работы.

Не может быть признан обоснованным довод заявителя о том, что в связи с выполнением всех указанных в Требованиях мероприятий по оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений невозможно своевременное и качественное оказание медицинской помощи, так как усложняется доступ к лекарственному препарату.

Согласно Правилам ответственность за организацию хранения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров возлагается на руководителя юридического лица либо уполномоченное им должностное лицо; приказом руководителя юридического лица устанавливается порядок хранения ключей от сейфов, металлических шкафов и помещений, а также используемых при опечатывании (пломбировании) печатей и пломбировочных устройств; уровень инженерной и технической укрепленности помещений, виды технических средств охраны и класс устойчивости сейфов к взлому определяются при заключении договора с охранной организацией (пункты 11, 13, 14).

Так, учреждениями здравоохранения могут быть оборудованы помещения, относящиеся к 4-й категории, предназначенные для хранения суточного запаса наркотических средств и психотропных веществ, а также места временного хранения наркотических средств и психотропных веществ, используемых в медицинских целях (машины скорой и неотложной медицинской помощи, посты среднего медицинского персонала учреждений здравоохранения, ассистентские комнаты аптечных учреждений, аптечки первой помощи на морских, речных, воздушных судах, в поездах и др.). Запасы наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в установленном порядке в Российской Федерации в качестве лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения, определяются юридическими лицами на основании установленных Министерством здравоохранения Российской Федерации нормативов для расчета потребности в указанных лекарственных средствах, предназначенных для медицинского применения (пункт 4 Правил).

Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах предоставленных МВД России и ФСКН России полномочий, пункты 2.1, 5.3 Требований, таблица 1.1, пункт 1.2.3 таблицы 1.2 приложения N 1 к Требованиям не противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав и свобод заявителя не нарушают, суд в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Центр патологии речи и нейрореабилитации" о признании частично недействующими пунктов 2.1, 5.3 Требований к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 11 сентября 2012 г. N 855/370, таблицы 1.1, пункта 1.2.3 таблицы 1.2 приложения N 1 к Требованиям отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА